Через каких-то два года феноменальная картина Фрица Ланга, ставшая наивысшей точкой немецкого киноэкспрессионизма, отпразднует свое столетие. Сложно найти фильм более прогрессивный и значимый для истории кинематографа настолько, что его влияние ощущается до сих пор.

Capital Pictures / East News
Метрополис невероятный город будущего, новый Вавилон, поделенный на две части. Над землей находится роскошный жилой сектор с дорогими офисами и садами развлечений. Здесь живут богачи. Под землей же он выглядит совсем иначе это бедная зона с цехами, непрекращающимся трудом «низов» и жилищами рабочих, регулярно отправляемых на заклание огромному Молоху, требующему все новых жертв.
Владелец Метрополиса магнат Иоган Фендерсон. Его сын Фредер, пребывавший до поры в счастливом неведении, случайно узнает, как выглядит подземелье города. Жажда справедливости (а точнее, влюбленность с первого взгляда в девушку из рабочего класса) толкает молодого человека пойти против жесткой системы.
Картина Фрица Ланга во многом следствие Первой мировой войны была призвана предостеречь людей от новых международных конфликтов (замысел автора не сработает: через 12 лет с момента выхода картины история повторится). «Метрополис» начинается и заканчивается фразой: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Сердце в представлении режиссера образ не только любви (романтической, общечеловеческой), но и символ классового перемирия.
Ланг размышлял и о техническом прогрессе, который наступит гораздо позже релиза его детища. Развитие технологий он ощущал не только как огромное благо для человечества, но и как угрозу. Научные открытия, попав не в те руки, могут обернуться вредоносными инструментами в масштабах целых стран и континентов.
Уже после выхода «Метрополиса», ставшего самым дорогим фильмом в истории немого кино (его бюджет в $ 1,3 млн сравним с $ 25 млн по нынешним временам), но не окупившегося в моменте, на Фрица Ланга обратило внимание руководство нацистской Германии. Рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс предложил ему стать руководителем киноиндустрии со словами: «Фюрер видел ваши фильмы и сказал, что наконец нашелся человек, способный создать национал-социалистическое кино!» Встреча состоялась в апреле 1933-го, а уже в июне того же года Ланг уехал из Германии в Париж, отказавшись от работы на службе нацистской пропаганды.
Десятилетиями картину Ланга сопровождали различные слухи и домыслы. И чем старше становился фильм, тем больше появлялось спорных фактов о нем. Считалось, что на площадке было задействовано рекордное количество статистов порядка 30 тысяч. Ланг эти заявления развенчал: массовка не превышала 300 человек. До эпохи компьютерных технологий, позволивших увеличить численность статистов на экране графикой, он использовал точно выверенные ракурсы и монтаж, склеивая сцены таким образом, что количество людей казалось значительно больше. Помогал ему в этом один из ведущих операторов того времени Карл Фройнд.
Ланг, можно сказать, стал пионером спецэффектов попытался создать 3D-кино, экспериментировал с формой, изображением и монтажом. По большей части с помощью метода Шюфтана (технология комбинированной съемки) и покадровой анимации. Впечатляющие декорации небоскребов и автомобилей будущего на самом деле были лишь скромными миниатюрами, искусно снятыми, чтобы казаться объектами необъятных размеров. Все эти наработки десятилетиями будут осваиваться и использоваться кинематографистами следующих поколений.
В 2001 году «Метрополис» стал первым фильмом, внесенным ЮНЕСКО в реестр программы по защите всемирного документального наследия «Память мира». Выбор вполне понятен переоценить влияние картины Ланга невозможно. Вот лишь некоторые примеры. Испанский фильм «Платформа», выстреливший на Netflix несколько лет назад, посвящен классовому неравенству общества, доведенного до утрированного образа мира в миниатюре. В нем разделенные разными этажами и благами герои борются за свою жизнь по принципу «выживет сильнейший».
В 3-й серии 2-го сезона анимационного сериала «Любовь, смерть и роботы» события разворачиваются в альтернативном мире будущего, разделенном на две части: зону богатых, напоминающую утопические образы «Метрополиса», и зону бедных, умирающих в нищете. Верх контролирует размножение низов: заводить «незарегистрированное властями потомство» строго запрещено. За этим следят специальные полицейские. Но один из них оказывается перед выбором: убить малыша, рожденного «подпольно», или ослушаться приказа властей.
В мультфильме «Мегамозг» о многолетнем противостоянии положительного супергероя Мачомена и условного злодея Мегамозга сюжет происходит в вымышленном городе Метро-Сити с отсылкой к «Метрополису».
В мае 1989 года вышел клип Мадонны на песню Express Yourself, снятый Дэвидом Финчером. Ролик стоимостью $ 5 млн (самый дорогой по тем временам) в точности копирует декорации, образы героев и темы фильма. А в 1995 году французский дизайнер Тьерри Мюглер создал роботоподобный костюм, который полностью повторяет «наряд человека будущего», представленного в «Метрополисе». Впоследствии его используют неоднократно: от концертного образа Бейонсе до костюмов Зендеи для премьерных красных дорожек.