Сорок лет назад в Камеруне произошла трагедия, которую СМИ поначалу приняли за теракт. Больше 1700 погибших. Почти мгновенная смерть. Единичные свидетели. Словно в лавкрафтианском кошмаре, люди уснули и не проснулись, а выжившие пережили галлюцинации. Прибывшие ученые выяснили: местных жителей убило озеро. Точнее, то, что таилось на дне.
Пришедшие на место происшествия обнаружили жуткую картину: тысячи людей лежат мертвыми в своих домах и на полях. Почти мгновенная смерть застала их за обыденными делами. И все это в абсолютной тишине: умерли не только люди, но и скот, дикие животные, даже насекомые. Деревья на берегу ближайшего озера были повалены, а его голубые воды окрасились в красный цвет.

Eric Bouvet / Gamma-Rapho / Getty Images
Событие произошло 21 августа 1986 года и оказалось лимнологической катастрофой. Это очень редкое стихийное бедствие, во время которого углекислый газ, растворенный в воде, внезапно вырывается на поверхность. Озеро Ньос, где это случилось, оказалось бомбой замедленного действия. Когда-то его создало извержение вулкана, и с тех пор гигантский пузырь магмы, расположенный на глубине 80 километров, постоянно снабжал его диоксидом углерода. Через трещины он проникал в толщу воды, но оставался в ней, копясь столетиями. Потом случилось нечто (либо землетрясение, либо обвал скалы на берегу) — и газ вырвался наружу. Облако спустилось вниз, к селениям, которые были в низине.
Сохранилось свидетельство одного из немногих выживших — Джозефа Нкваина. Мужчина из деревни Субум чудом пережил трагедию, но потерял дочь. Все его соседи оказались мертвы. Воспоминания пробирают до мурашек:
«Я не мог говорить. Я потерял сознание. Я не мог открыть рот, потому что почувствовал какой-то ужасный запах. Я услышал, как моя дочь страшно хрипит, совсем ненормально. Когда я подошел к ее кровати, я потерял сознание и упал. Я пролежал там до девяти часов утра, пока мой друг не пришел и не постучал в мою дверь. Я был удивлен, увидев, что мои брюки покраснели, на них были какие-то пятна, похожие на мед. Я увидел на своем теле что-то вроде крахмального месива. На руках были какие-то раны.
Я открыл дверь. Я хотел говорить, но не мог дышать. Моя дочь была уже мертва. Я лег в кровать дочери, думая, что она все еще спит, и уснул до 16:30. Потом мне удалось добраться до дома соседей. Все они были мертвы. Я решил уехать, большая часть моей семьи была в Вуме. Я взял мотоцикл. А друг, у которого умер отец, уехал со мной. Пока я ехал мимо Ньоса, я не видел никаких признаков жизни. А когда я добрался до Вума, я не мог ходить, даже говорить. Мое тело было ужасно слабым».
На 25 километров вымерло все живое. Пять деревень обезлюдели. Кроме того, погибло 3500 голов скота. Свидетели говорят о столбе воды, который взметнулся над озером на 100 метров, после чего кто-то почувствовал жар и странный запах. Один из выживших описал его как «сернистый, похоже на жидкость из автомобильного аккумулятора». Но подобным словам трудно доверять: отравление углекислым газом часто вызывает обонятельные и осязательные галлюцинации.
Может ли такое повториться снова? Да, в группе риска похожие по происхождению озера в США, Японии и Германии.
Даже Черное море способно стать причиной лимнологической катастрофы, так как содержит огромные запасы углекислого газа. Однако в наибольшей опасности Африка. Из-за жаркого климата поверхность водоемов здесь не охлаждается, вода не перемешивается, и газ остается на глубине, закрытый там, словно пробкой.
Самый опасный кандидат на повторение катастрофы сейчас — одно из Великих Африканских озер, Киву. Жертвами рискуют стать 2 миллиона человек. Особенно это касается острова Иджви с населением более 100 тысяч жителей — у них вообще не будет ни единого шанса спастись. В 2002 году район пережил землетрясение, так что угроза реальна.
В 2001-м французские ученые придумали, как обезопасить озеро Ньос: с помощью труб газ постепенно стравливают. Насколько это работает — судить сложно. Любопытно, что местных жителей могли предостеречь мифы. Здешние легенды изобилуют рассказами об отравленных источниках-убийцах, а также призраках озера, которые вырываются из-под воды, чтобы утопить несчастного путника. Но людей не пугают даже реальные события: несмотря на дурную славу этих мест, берега снова заселены — уж очень здесь плодородная почва.