У богатых свои игрушки: яхты, замки, футбольные клубы… Однако Стив Джобс был настроен не в игры играть, когда покупал нечто, ставшее впоследствии студией компьютерной анимации Pixar.
Эта история начинается со «Звездных войн». После коммерческого успеха своего фильма Джордж Лукас стал вкладывать деньги во многие проекты, в том числе основал анимационную студию The Graphics Group. По словам пионера 3D-анимации Джона Лассетера, Джордж собрал самых умных, самых удивительных компьютерных исследователей со всего мира. Однако почему-то прошло семь лет, а выдающегося прорыва так и не случилось.

East News
В те годы у Стива Джобса дела шли еще хуже: он остался без «Яблока», его компания NеXT была следующей, но далеко не такой успешной.
Понятно, что в подобной ситуации и Лукасу, и Джобсу было не до игрушек. Тем более понятно, почему Джордж продал свое детище. А вот почему Стив купил?
Может, цена показалась привлекательной? Официально было заявлено 10 млн, но знающие люди утверждают, что по факту — вдвое меньше. Зная Джобса и тогдашнее положение дел у Лукаса (а ведь он к тому же разводился с женой и поэтому спешно сливал свои активы), в это можно поверить.
Компания уже называлась Pixar и занималась разработкой уникального программного обеспечения. Оно позволяло создавать высококачественные трехмерные цветные изображения зданий, автомобилей, природных катаклизмов, инопланетян. Это было востребовано не только в кино — но и в архитектуре, автомобилестроении, метеорологии, медицине.
Однако Джобс продолжал размышлять о перспективах трехмерной анимации.
«Если бы я знал в 1986 году, чего мне будет стоить сохранить Pixar, то сомневаюсь, что купил бы компанию. Беда заключалась в том, что в течение многих лет стоимость компьютеров, необходимых для создания анимации, которую мы могли бы продавать, была чрезвычайно высокой. Это сводило на нет все наши усилия», — много позже признался Джобс в интервью журналу Fortune. В те годы он упорно гнул свою линию, и работа над первым полнометражным компьютерно-анимационным фильмом уже шла. Причем, можно сказать, на голом энтузиазме. Джобс уже вложил в это дело 50 млн, не получив пока с него ни цента. А творческий коллектив, прекрасно зная об этом, трудился под дамокловым мечом — ведь все понимали, что терпение и карман босса не бездонны, и он в любой момент может продать компанию, а сотрудников распустить по домам. Пожалуй, они ощущали себя в роли тех самых старых игрушек, от которых могут с легкостью избавиться. Не потому ли полностью компьютеризированная анимация получилась у них такой человечной?
Все прекрасно помнят, что этот мультик выпустила Walt Disney Pictures, но мало кто знает, на каких кабальных условиях. При всем успехе «Игрушек» Pixar не расплатилась бы с Диснеем еще лет десять. Тем более что никакого успеха пока и не было. Зато были деньги на работу и выпуск, и их дал Дисней. Но первая прибыль появилась еще до успеха: когда Джобс узнал, что Microsoft, Sony и другие именитые компании с удовольствием используют их программное обеспечение, и совершенно бесплатно. Поначалу Стив хотел с ними судиться, но, поняв, что на это уйдут годы, предпочел договориться полюбовно и получать деньги немедленно.
А потом он вывел компанию на биржу. Это совпало с триумфом «Истории игрушек», и акции взлетели, как салют над замком Диснея. Кстати, о Walt Disney Pictures: после этого с ними уже можно было разговаривать с уважаемой позиции, и кабальный договор был пересмотрен. Вот так Стив Джобс купил в 1986 году компанию за 5 млн (да даже если и за 10), а через 20 лет продал, но уже дороже. За 7,4 млрд долларов.
Да, первый полнометражный мультфильм компании Pixar, он же — первый оскароносный в мире, собрал всего 370 млн (почти побив рекорд Disney Pictures), а 28-й — миллиард шестьсот, но такого соотношения доход/затраты — более чем в 10 раз — по сей день у студии больше не было.
Впрочем, ее история продолжается. А мы на этом остановимся, потому что вели свой рассказ про того, кто во всем этом уже не участвует, — Стива Джобса, человека, писавшего историю играючи.