Огромные иероглифы, набитые на всю спину у полководца. Вечный «паспорт» для дипломата, который поехал к кочевникам. Подражание азиатскому «Робин Гуду». Морские чудовища и змеи на удачу… Мир нательной живописи в Поднебесной поражает, а ее история — это не только клеймение преступников и рабов.
Отношение к татуировкам в Китае всегда было неоднозначным. Оно отличалось в зависимости от эпохи, класса и народности. Даже первое слово для обозначения письменности («вэнь шэнь») связано с украшением тела и переводится как «прокалывать кожу». Археология также говорит, что в глубокой древности они были очень распространены. В период с 1500 г. до н. э. и до первых веков нашей эры можно найти множество подтверждений.
А вот позже отношение изменилось: китайцы столкнулись с кочевниками, и рисунки на теле начали ассоциироваться с варварами. Древние хроники отчетливо различали разные племена: какие-то татуировали лоб, какие-то — левое плечо. «История южных династий» (630 г.) даже называет степи «Землей татуированных людей». К слову, там же есть и про Сибирь, народы которой, по мнению хрониста, отличаются богатырским ростом и наносят символы, говорящие о героических поступках.

Pictures From History / Universal Images Group / Getty Images
Любопытно, что послам императора приходилось делать себе татуировки кочевников, иначе их правители попросту отказывались принимать делегацию. Сохранилась история об известном дипломате Ван У, который жил во II веке и с радостью забивался символами всех племен, куда его посылали. Рисунок работал как паспорт и пропуск к вождю, с ним в степи было гораздо безопаснее. Примеру чиновника последовали многие торговцы и авантюристы.
В самом Китае к татуировкам относились трояко. С одной стороны, ими клеймили преступников и рабов. С другой — вернувшиеся путешественники бравировали степняцкими наколками как знаком смелости и азарта. С третьей — многие народы империи забивались испокон веков. Например, женщины племени дулун на юго-западе Китая наносили татуировки на лицо. Дамы из народности дай — на кисти и лоб, а их мужчины обожали делать изображения драконов и тигров, чтобы подчеркнуть свои мускулы. Рыбаки байюэ, живущие на юге, покрывали себя образами морских чудовищ. А миньюэ из Фуцзяни делали обереги в виде змеиных узоров на теле.
Со временем отношение к татуировкам снова изменилось. В эпоху Тан (VII–X вв.) они внезапно стали модными. Появились даже альбомы с эскизами на любой вкус, причем некоторые — на все тело. Особенно популярны были природные мотивы и стихотворения. Дикарство сменила романтика.
Самая знаменитая татуировка в истории Китая — четыре иероглифа на всю спину у героя и полководца Юэ Фэя. Они означают: «Служить стране с величайшей верностью».
Генерал жил в эпоху Сун (960–1279) и возглавил армию в борьбе с захватчиками-чжурчжэнями. Он набил эти знаменитые слова еще в юности, когда кочевники из Маньчжурии только вторглись на север. Причем, по легенде, автором стала мать будущего героя: она нанесла эскиз тушью, а затем прошлась по нему иглой и смочила чернилами с уксусом. Впоследствии это спасло Юэ Фэю жизнь: когда его, уже полководца, обвинили в измене, он показал судьям девиз, и этого было достаточно, чтобы снять подозрения.
Поразительно, что генерал вдохновлялся примером прославленного героя-грабителя, эдакого китайского Робин Гуда по имени Сун Цзян. На его лице красовались татуировки (нанесенные в тюрьме насильно, в качестве наказания), однако его люди добровольно щеголяли драконами и цветами, как знаком смелости и бунтарства.
Несмотря на патриотический образ полководца Юэ Фэя и тот факт, что благородные разбойники Сун Цзяна стали героями классического романа «Речные заводи», со временем татуировки снова начали ассоциироваться с позором и варварством. Ими массово клеймили преступников, из-за чего рисунки на теле до сих пор связывают с гангстерами и возмутителями спокойствия. Мао Цзэдун официально запретил нательную живопись как пережиток феодализма, так что отношение к ней еще и политизированное.
Впрочем, сейчас татуировки становятся все популярнее. Молодежь привлекает контркультурный флер и мода, введенная известными рэперами. В ходу фениксы, драконы и демоны, которых бьют на всю спину, а также изображения того самого разбойника Сун Цзяна и его последователей из романа «Речные заводи». А в Шанхае с 2015 года даже проводятся выставки и регулярные конвенции. Отношение к татуировкам — отличный пример того, что в китайской истории многое циклично.