Действующая модель человека. Мономиф Джозефа Кэмпбелла

Почему все фильмы похожи друг на друга: вспоминаем архетипы, дерзко вламываемся в подсознание.

Знакомая картина: сидишь в кинотеатре, смотришь совершенно новый фильм, и то тут, то там слышишь: «А я знаю, что он сейчас сделает», «Кажется, я это уже видел», «Пойдем отсюда, ничего нового придумать не могут». Верно. И не придумают. Потому что все кино, вся беллетристика, поэзия, драматургия и вообще все на свете а-рхи-ти-пич-но. То есть основано на коллективном бессознательном. Иными словами (Горького): «Что такое человек? Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы».

Provincial Library Magna Capitana

Если полистать труды Юнга «Архетипы и коллективное бессознательное», а до кучи «Душа и миф. Шесть архетипов», то можно сделать для себя вывод, что архетип — это ситуация, символ или тип персонажа, присутствующий в культуре всех народов. Если использовать его в искусстве, он сразу вызовет чувство узнавания, и автору, грубо говоря, уже не нужно особо расписывать характер героя или тонкости сложившейся ситуации.

Джозеф Кэмпбелл оттолкнулся от выводов Юнга и вывел свой термин — мономиф. Это некая структура сюжетов, обусловленная особенностями человеческой психики, то есть тем, как наше сознание воспринимает происходящие события. Вот краткое содержание его книги «Тысячелетний герой» (The Hero with a Thousand Faces):

Существует восемь основных архетипов героя. Все они проходят один и тот же путь. Он состоит из 17 этапов, которые можно объединить в три группы — исход, инициация, возвращение. Выглядит это примерно так: зов странствий; отказ откликнуться на зов; сверхъестественное покровительство; стадия испытаний; награда в конце пути; возвращение в общество, необходимое для баланса энергии в мире. 

Cinema Legacy Collection / The Hollywood Archive / Photoshot / East News

Герой в его книге предстает как воин, как любовник, как правитель и тиран, как Спаситель, как святой. В контексте нашего разговора интересен только герой как любовник. Попробуем смоделировать его путь, основываясь на том, что удалось понять из этой книги.

Жил-был воинственный царь Саул. Полонил он Шамаханскую царицу и взял ее в жены. Но стал замечать царь какие-то искры между своим любимым сыном Алладином и его мачехой. И решил он оженить сына. Дал ему пращу и сказал, куда камень упадет, там и есть твоя невеста. Метнул Алладин камень, да и пошел следом. Шел-шел, нашел его, а сверху сидит огромная лягушка. Но то не лягушка была, а прекрасная принцесса, дочь царя всех болот Горлума. И полюбили они друг друга.

Не захотел Горлум отдавать дочь свою за Алладина, но перечить ей не умел. Нашел благовидный предлог. Принеси, говорит, мне калым — руно золотое. Был уверен он, что Алладин назад не воротится. А тот пошел. Шел-шел и пришел на остров Суматра. А там — Гретхен Прекрасная. Есть, — говорит, — у батюшки моего Кощея Бессмертного такое руно, да только по-честному тебе его не добыть. Вот тебе нить Ариадны и яд Изоры, а еще камень бел-горюч, ну, и вот эту старую лампу забери, там темно. Висит руно в глубине лабиринта, охраняет его дракон Хаку. Дай ему выпить яду, камень брось, когда выбегут злые тролли, а нить выведет тебя обратно.

Так все Алладин и сделал. Разозлился Кощей, но не стал убивать Алладина, а велел ему совершить 12 подвигов. Тогда, мол, будет тебе и руно, и свобода. Все условия выполнил Алладин. А когда Кощей заартачился, потер он лампу, выпустил зайца, подстрелил утку, разбил яйцо, сломал иглу. И бежал с руном с того острова, а Гретхен Прекрасная за ним.

На обратном пути Алладин влюбляется в Елену. Гретхен дает ей отравленное яблоко. Та засыпает вечным сном. Алладин бросает Гретхен и прижитых с ней детей. Отдает руно Горлуму. Тот пытается хитрить, но погибает. Алладин с принцессой Лягушкой возвращаются к Саулу. Тот их благословляет, но прежде использует свое право первой ночи. С этого начинается следующий сюжет. Но в нем уже будут участвовать герой как правитель-тиран и герой как воин.

Теперь посмотрим на это с точки зрения психоанализа. Налицо тема невыполнимой задачи как необходимого условия, пред­шествующего брачному ложу. То есть переходу на другой уровень. Каждый родитель не позволяет жизни течь своим чередом и выдумывает тяжкие испытания. Но неожиданные помощники и разные чудеса помогают герою как любовнику со всем справиться.

В нашем случае женщина — и помощник, и награда. Она символ силы, вырванной из рук врага, символ жизненной энергии и даже свободы. Она вторая половина героя. Если он владыка мира, она мир. Если он воин, она его слава. Она образ его судьбы, которую он должен вызволить из неволи. В этой истории присутствует тема единственно верного незримого пути, который открывается герою, следующему за камнем или нитью.

Джозеф Кэмпбелл завершает главу своей книги, посвященную герою как любовнику, так: перед человеком, которого не уводят в сто­рону от самого себя его чувства, рождающиеся от поверхност­ного взгляда на вещи, перед человеком, смело отвечающим на всякое проявление движущих сил своего собственного харак­тера, перед тем, кто, как сказал Ницше, есть «колесо, катяще­еся само по себе», трудности расступаются, и открывается не­предсказуемая широкая дорога.

На протяжении всей книги автор подчеркивает, что герой отправляется не только в дальние края, он начинает путешествие вглубь себя, в недра сознания и подсознания. После странствий и побед герой как бы погибает, и возвращается другой, обновленный.

В заключение для пущей объективности следует добавить: многие умные люди не признают эту теорию верой, потому что, мол, автор игнорировал примеры, не вписывающиеся в его схему. А таковых множество. Значит, у нас есть надежда когда-нибудь посмотреть фильм, не испытывая дежавю!