Непристойные, шумные, страшные — русские скоморохи

Они были первыми шоуменами, андеграундными музыкантами и стендаперами на Руси. Без них не обходились ни одна свадьба и ни один пир. Цари велели бить их батогами, а церковь оправданно считала пережитком язычества. И все же, несмотря на презрение, народ души не чаял в своих потешниках.

Fine Art Images / East News

Откуда взялись скоморохи (возникли на Руси или пришли из иных стран) — неизвестно. Даже происхождение слова — загадка. По одной из гипотез, оно пошло от греческого «скоммо» и «архос», то есть «мастер шутки». Впрочем, одно известно точно: они с нами очень давно. Первое их упоминание можно найти в летописи 1015 года, где сказано, что князь Святополк Окаянный любил «вино пити с гуслями». А в 1037-м в Софийском соборе в Киеве была создана фреска, которая изображает скоморохов на княжеском пиру. 

А еще известно, что дело это было чертовски опасное. Европейские менестрели и трубадуры иной раз рисковали в путешествиях. Наши же скоморохи бродили по таким страшным дорогам, что сами начали внушать страх. Крестьяне небезосновательно считали, что гусляры промышляют грабежом, а то и смертоубийством. Православная церковь всячески поддерживала эти предубеждения. Она понимала, что скоморохи — осколок язычества, а их непристойное поведение, шествия, маски и «гудеж» — не что иное, как видоизмененные дохристианские процессии.

При этом любая свадьба, любой праздничный пир (а некогда и похороны) не обходились без скоморохов. Их считали изгоями, презирали и побаивались, на празднестве им разрешалось есть только отдельно от всех, за печкой. Но не пригласить их было просто немыслимо. Да и играли они действительно хорошо! Даже византийский император Константин Порфирородный в X веке писал, что при его дворе находятся славянские музыканты. 

Fine Art Images / Image State / East News

Впрочем, позже мнение о качестве этой музыки изменилось. Врач царя Алексея Михайловича Сэмюэл Коллинз писал в своих заметках: «Возьмите несколько сов, несколько скворцов, пару голодных волков, семь свиней, столько же кошек с супругами и заставьте всех их петь. Этот концерт восхитит русского больше, нежели вся итальянская музыка, все легкие французские арии, английские марши». Надо сказать, что сам царь поддерживал эту мысль, считая скоморошество варварством и запрещая его.

Тем не менее оркестр скоморохов был очень разнообразным. Главная роль, конечно, отдавалась гуслям. Кроме них использовали такие инструменты, как сопель (деревянная флейта), свирель, сурна (духовой инструмент, пришедший с Ближнего Востока), домра (гитара древней Руси), а также дуда (она же коза — то есть волынка), гудок (смычковый инструмент) и колесная лира. Были в ходу и ударные: набат (огромный барабан с металлическим корпусом), тимпаны (глиняные, обтянутые кожей) и накры (барабанчики, которые вешались на шею).

Но музыка была лишь частью представления. Скоморохи отчаянно плясали, часто в масках, водили с собой дрессированных медведей. Самой веселой частью был глум — «срамное» выступление с непристойными шутками, матерными замечаниями и издевками над присутствующими. Стихи, исполняемые под музыку и известные как ста́рины, также были бесстыжими. Обычные темы: секс, прелюбодеяние, конфликты и драки, нелегкая женская доля — и все это с неприличными телодвижениями и бранью. Немецкий дипломат Адам Олеарий оставил очень яркое описание скоморошества XVII века:

«Говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих и других лиц; рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе. К тому же направлены и их пляски, которые они исполняют с прибавлением некоторых страстных телодвижений».

Fine Art Images / East News (2)

Но как бы ни любили скоморошество в народе, это средневековое по своей сути явление не смогло найти себе место в Новое время. Началом конца стал 1648 год, когда молодой царь Алексей Михайлович решил запретить азартные игры, кулачные бои, ворожбу, а заодно и «бесовские действа», то есть музыку и пляски. Инструменты отбирали и уничтожали, самих скоморохов били батогами и ссылали. Разумеется, народ продолжал веселиться, но теперь приходилось делать это тайно, все ушло в подполье. Сам же Романов предпочитал иностранную музыку, особенно поражаясь инженерным чудесам, вроде орга́нов.

Скоморохи все еще продолжали веселить людей, но времена менялись, страна стала совсем иной. Средневековые и уж тем более языческие пережитки все менее были понятны народу. В моду постепенно входила европейская музыка. Со сломом векового уклада ушла и традиция скоморошества.