Милтон Херши — шоколадный король Америки

Рокфеллеры, Вандербильты, Крайслеры — экономический бум в Америке конца XIX века часто связывают с именами нефтяных и железнодорожных магнатов. Но Херши пошел другим путем и сделал ставку на конфеты. 

Underwood Archives / Getty Images

Милтон Херши родился 13 сентября 1857 года в Пенсильвании — одном из главных штатов «промышленного пояса» США. Именно здесь в 1859-м пробурили первую коммерческую нефтяную скважину в стране. Это место, где «закалялась» американская сталь, — тогда металлургия бурно развивалась и вскоре вывела экономику Штатов на новый уровень.

Судьба Милтона Херши вполне могла сложиться как у типичных промышленников, если учесть обстоятельства, в которых он рос, и характер его отца, Генри Херши. Истинный потомок колонистов, тот не мог усидеть на месте и вечно искал способ сколотить состояние — вкладывался в различные предприятия и авантюры: то продавал оборудование, то разводил форель, то управлял фермой. А во время нефтяного бума переехал в Ойл Сити, добывать черное золото. К слову, в том же году, что и Рокфеллер. Только Генри Херши не повезло, миллионов он не накопил. В отличие от своего сына Милтона.

Все началось, когда Милтону было около пятнадцати. Успев поработать подмастерьем печатника и понять, что это не его призвание, подросток не без помощи тети устроился в кафе-мороженое Джозефа Ройера в Ланкастере. В те годы — популярную точку среди состоятельных горожан. Там можно было познать основы приготовления не только пломбиров, но и конфет. Он умело управлялся на кухне, особенно ему удавались ириски — излюбленная сладость американцев.

В 1876 году, когда в США проходила Всемирная выставка, родственники по материнской линии помогли Херши открыть свою кондитерскую. Это решили сделать в Филадельфии, где шло масштабное международное мероприятие. Так появилась первая точка на Спринг-Гарден-стрит, и Милтон наконец смог продемонстрировать свое мастерство, а также предпринимательские способности. Херши был особенно силен в маркетинге: например, он установил вентиляционный желоб, с помощью которого аромат из его кухни выходил на улицу, привлекая посетителей.

Wikimedia (3)

На первых порах Милтон Херши проводил дни и ночи в подвале, сам готовил карамель и ириски по 15–16 часов в сутки. Со сбытом помогали родственники и несколько наемных работников. Дело шло, но не то чтобы очень успешно. В феврале 1882 года начинающий предприниматель продал бизнес и отправился в Денвер, решив присоединиться к отцу-старателю на волне золотой лихорадки. Но даже там он не смог отказаться от своего призвания и продолжал работать кондитером. Именно в Денвере Милтон Херши совершил открытие, которое в корне изменило его будущее: он понял, что добавление свежего молока в карамель значительно улучшает ее качество и продлевает срок годности.

Бизнес-эксперименты продолжались. Из Денвера молодой кондитер переехал в Чикаго и открыл еще один магазин. Но неудачи преследовали его, и предприятие быстро провалилось — так же, как и в Новом Орлеане, куда он направился из Чикаго. Позднее то же самое случилось в Нью-Йорке. Банкротство следовало за банкротством, и это постепенно ослабило веру родственников, они махнули на Милтона рукой. Но он упорно продолжал испытывать свою судьбу шоколадом.

Настойчивость Херши принесла плоды. Ему помог случай, а точнее — старый друг Генри Лебкичер, когда-то работавший в одном его магазине. После возвращения Херши в Ланкастер он не только предоставил приятелю жилье, но и одолжил деньги на оборудование для производства конфет.

Вскоре они открыли совместное предприятие Lancaster Caramel Company, которое позволило Херши прочно утвердиться в роли кондитера. Именно в этот период он придумал карамельные конфеты Hershey’s Crystal A — продукт, выведший его бренд на новый уровень. После крупного заказа английского импортера бизнес Херши вышел на международный рынок.

В 1893 году производственные мощности Lancaster Caramel Company уже были в Иллинойсе и Пенсильвании, а на фабриках в общей сложности работало более 1300 человек. В жизни Милтона наступил новый этап. На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго он увидел немецкое оборудование для изготовления шоколада и в корне изменил стратегию. «Карамель — это модно, а шоколад — навсегда», — решил он и сделал свою ставку. Уже на следующий год появилась компания Hershey’s, на которой впоследствии производили более 114 различных видов конфет, в том числе батончики из молочного шоколада. Милтон продал компанию Lancaster Caramel Co. за $ 1 млн и полностью посвятил себя новому бизнесу.

Baker Library

В начале 1870-х в мире еще не знали, что такое шоколадные конфеты: тогда популярностью пользовались леденцы, приготовленные из вареного сахара. Молочного шоколада не было вовсе. Горький фигурировал только как ингредиент. Поворотным стал 1875 год, когда швейцарец Даниэль Петер приготовил первый в мире твердый молочный шоколад с добавлением сгущенного молока, придуманного его соседом Анри Нестле. А Милтон Херши совершил революцию на рынке сладостей в США — он открыл американцам вкус молочного шоколада и влюбил в него всю Америку.

Свою империю Херши построил на деньги, вырученные с продажи карамельной компании. Предприниматель смог не просто организовать успешный бизнес. Он фактически создал «город будущего», где его работники могли комфортно жить. Чтобы воплотить свою мечту, он выбрал Пенсильванию, с тех пор штат имеет статус американской столицы шоколада. Все началось со строительства самой фабрики — предприятия полного цикла с высокотехнологичным оборудованием. Главным достижением Херши стало внедрение конвейерного производства, это позволило снизить затраты на приготовление и упаковку и сделать высококачественный молочный шоколад доступным не только для богатых.

Своим сотрудникам он построил современный поселок, где было все: отдельное жилье с канализацией и электричеством, мощеные улицы, а среди них — Шоколадная авеню и Какао-авеню, школы, общественный транспорт, церкви, библиотека, больница, магазины. А еще зоосад, театр под открытым небом и парк развлечений.

Wikimedia

В отличие от многих владельцев крупных предприятий в годы Великой депрессии Милтон Херши не стал снижать издержки за счет массовых увольнений, а сохранил рабочие места. Компания пережила кризисные времена и продолжила процветать даже после его кончины.

Милтон Херши не оставил наследников: потеряв супругу, он не вступил в повторный брак, а полностью сосредоточился на фабрике и школе для сирот. Он стоял у руля империи вплоть до 1944 года. Предпринимателю было уже 87 лет, когда он покинул пост председателя правления. Херши недолго прожил в отрыве от своей компании: спустя год он скончался в больнице, носящей его имя, в городе, который он основал.

Хотя у кондитера не осталось прямых наследников, он позаботился о том, чтобы его детище процветало. Еще в 1909 году вместе с супругой он открыл школу для мальчиков-сирот, миссия которой — обучать полезным профессиям. Многие выпускники продолжают его дело, работая на шоколадных фабриках Hershey’s. Херши пожертвовал около $ 60 млн и 40 % акций своей компании фонду, на средства которого школа живет и сегодня.

Предприниматель как-то сказал, что человек счастлив лишь в той мере, в какой он делает счастливыми других, и полезен лишь в той мере, в какой он вносит свой собственный вклад в достижение высоких целей. Наверное, Херши ушел из жизни счастливым. Он оставил после себя не только имя, увековеченное в знаменитом бренде, но и целый город, в котором не одно поколение жителей нашло свое призвание.