Ночь на 8 августа 1963 года выглядела, по словам очевидцев, обычной для Англии: прохлада, пустые дороги, редкие фонари. В сонной тьме мчался поезд из Глазго в Лондон. Внутри — мешки с наличностью, да сотрудники почтового ведомства. Никто не предполагал, что вскоре грянут события, которые войдут в историю как «Великое ограбление поезда».
План походил на сценарий остросюжетного фильма. У группы был свой инсайдер, знавший, в каком именно вагоне окажется наличность. Выбрали участок пути, где поезд можно остановить и увезти добычу, не привлекая внимания. Оригинальной идеей стало использование семафора: зеленый заклеили, красный подключили к батарее, и поезд, как было задумано, послушно остановился.

Evening Standard / Getty Images
За всей организацией стояла сплоченная банда. Брюс Рейнольдс считался мозгом операции, он отвечал за общий план. Чарли Уилсон выполнял роль координатора и казначея, именно через него проходило распределение добычи. Бастер Эдвардс и Гордон Гуди занимались практической частью: от логистики до непосредственного налета. Каждый знал свою роль, словно актер в большой постановке.
Они были настолько амбициозны, что изначально планировали провернуть «дело века», громкое и красивое.
На участке Скарс–Кроссинг машинист увидел фальшивый красный сигнал и остановил поезд. Когда помощник спустился к телефону, чтобы связаться с регулировщиком, он обнаружил перерезанные провода и тут же оказался в ловушке: грабители напали и сбросили его с насыпи, не дав позвать на помощь. Следом жестоко избили машиниста — момент, который разрушил все романтические представления о «чистом» ограблении.
Удивительнее всего, что поезд охраняли непрофессионалы. Внутри работали почтовые служащие, чья обязанность заключалась в сортировке корреспонденции и перевозке мешков с деньгами. Они не имели оружия и не были готовы сопротивляться. Именно эта уязвимость сделала налет возможным и позволила преступникам действовать относительно спокойно.


Полиция прибыла на место преступления
Universal History Archive / Universal Images Group / Getty Images
Брюс Рейнольдс
Злоумышленники отцепили локомотив и два передних вагона, а затем заставили окровавленного машиниста проехать еще полмили до моста Брайдиго. Там их уже ждали сообщники: цепочка людей выстроилась в «живой коридор», по которому 121 мешок с деньгами переправили в подготовленный грузовик.
Общий вес добычи составил около 2,5 тонн — примерно £ 2,6 млн, по тем временам огромная сумма ($ 75 млн по нынешнему курсу).
Перед тем как скрыться, налетчики оставили инструкцию: не вызывать полицию в течение ближайших тридцати минут. Задумка была проста — дать себе фору для бегства и выиграть время. Но именно эта самоуверенность обернулась ошибкой. Сыщики быстро прикинули: если воры рассчитывают на полчаса тишины, значит, их укрытие находится в радиусе получасовой езды от места преступления. Этот вывод стал отправной точкой для следователей и сильно сузил область поиска.


Чарли Уилсон под арестом
Reg Lancaster / Staff /Daily Express / Mirrorpix / Getty Images
Полиция изымает найденные деньги
Evening Standard / Getty Images
На ферме Лезерслэйд, где прятались грабители, остались обрывки оберток от денег, почтовые сумки и главная улика — настольная игра «Монополия» с отпечатками пальцев. Розыск шел слаженно: элитное подразделение по борьбе с тяжкими преступлениями Flying Squad, транспортная полиция и местные участковые — все подключились к делу.
Самоуверенность грабителей сыграла с ними злую шутку.
Следователи быстро вычислили их возможные укрытия, и в течение нескольких недель большинство участников операции были найдены. Следы, оставленные преступниками, позволили полиции составить цепочку улик, а признания некоторых членов группы ускорили раскрытие дела. Первые аресты состоялись 15 августа 1963 года, и в течение последующих недель были задержаны все основные фигуранты.
Многие получили по 30 лет, общий срок для обвиняемых перевалил за несколько сотен. Но наказание не всегда означает конец истории. Судьбы участников разошлись: кто-то сидел, кто-то устроил побег, кто-то превратился в персонажа массовой культуры. Всего из 15 человек бежали 5.


Ронни Биггс (в центре) в Бразилии, 1974
Keystone / Hulton Archive / Getty Images
Машинист поезда Джек Миллс
Keystone / Stringer / Getty Images
Ронни Биггс — отдельный случай: после побега он провел десятилетия в изгнании, давал интервью, записывал песни и стал своеобразным таблоидным героем. Он вернулся в Англию в 2001-м, надеясь на снисхождение (ему было уже 72 года). Но его посадили за решетку, несмотря на протесты общественности. Между тем почтовые служащие — реальные люди, пострадавшие от насилия, — остались в тени глянцевой легенды. Машинист Джек Миллс так и не оправился от полученной травмы. Он страдал от хронических головных болей и неврологических расстройств.
Невозвращенная часть добычи, £ 2,2 миллиона, стала еще одним магнитом для спекуляций. Куда делись деньги? Кто их разделил?
Эти вопросы подпитывали интерес к делу десятилетиями и превратили криминальную операцию в народный миф. С одной стороны — дерзость и мастерство, с другой — глупость и жестокость.
В конечном счете «Великое ограбление поезда» — не просто история о хитром плане и похищенных деньгах. Это пример того, как медиа превращают преступников в героев, забывая о потерпевших; и о том, что даже самый блестящий план может похоронить одна глупая ошибка. К слову, в 2013-м о тех событиях сняли многосерийный фильм с Люком Эвансом в роли Брюса Рейнольдса. Сериал так и называется: «Великое ограбление поезда».