В какое бездумное время мы живем!

Событийный продюсер, музыкальный менеджер и лауреат премии Сергея Прокофьева Табриз Шахиди рассуждает о победе великой посредственности и нейросетевого мышления в культуре и музыке.

Чтобы быть услышанными, талантливым людям снова нужны годы. В засеянном сорняками огромном поле настоящему цветку вырасти катастрофически сложно. Информационный ураган и поток бестолковых известий из тысяч источников! И, как следствие, — отсутствие внимания у аудитории и нежелание концентрироваться на важном и полезном, умном, высоком. На своих обязанностях по работе, в конце концов, результативности! Про общий уровень культуры людей, потребляющих контент, можно писать пасквили и эпитафии.

Каждый мнит себя дровосеком контента. Бесталанные коучи SMM и прочего словоблудия и графоманы, преследуя исключительно собственное обогащение «лайками», учат простой народ быть искренними, раскрепощенными, пилить тренды, забывая о главном: гениальных людей единицы, великих (недосягаемых с точки зрения масштабов личности) людей со времен Баха все меньше и меньше. Вы (мы), барахтаясь в ассенизаторах информационного бесстыдства, ничего выдающегося не создадим: «Искусство фуги» сочинить не удалось никому (не придирайтесь, это образное сравнение, «Третий» Рахманинова тоже). Десятки тысяч никчемных выскочек берут или дают интервью, подкаст на подкасте, несут чудовищной простоты чепуху в поисках аудитории таких же (а скорее всего, еще поверхностнее) людей.

Тренды все проще. И сводятся они к нескольким телодвижениям или открыванию ртов под чужие песни; созданию искусственным интеллектом дегенеративных иллюстраций или, что совсем непотребство, — фотографий, как вы никогда не выглядели и выглядеть не будете. Примитивные вирши про любовь от новоиспеченных «поэтов» с ликом Пьеро. Самые сокровенные праздники становятся для многих всего лишь контентом. Вчера они в купальниках, позавчера тыквам глаза вырезают, сегодня в платках в церкви стоят, а завтра — на Параде Победы.

А артисты? В погоне за вниманием аудитории бесконечно постят лишь бы что — любой инфоповод для них, как им кажется, во благо (это их новомодные пиарщики надоумили). Но их заставляют обстоятельства. Они пытаются угнаться за тенденциями, напрочь забывая о том, что аудитория ждет от них как минимум новых песен, хороших концертных видео, трансляцию собственного творчества и мыслей сокровенных. Забывают они и о другом. Чем значительнее твое положение в обществе, чем выше «статус твоего эго», тем достойнее, деликатнее, благороднее и скромнее ты обязан вести себя с людьми, со своей аудиторией, со своими друзьями и близкими.

Навык воспринимать и усваивать этот без конца сваливающийся в наш мозг мусор не заложен природой. А когда за нас все делают смартфон и искусственный интеллект, то и учиться этому нет надобности. У меня нет ни одного приложения с ИИ, я не умею ими пользоваться. Не представляю, как я могу опубликовать текст или поделиться мыслями и переживаниями, сконструированными не мной лично, а нейроинтеллектом! Стыд и срам, ей-богу.

У трудоголиков глаза не горят, они уставшие. Они не смогут, не захотят сосредотачиваться на тупых вопросах в бестолковых подкастах, не будут зависать часами в рилсах и шортсах. Они больны своим делом; их мозг, сознание, рассудок — все подчинено постоянным поискам ответов на собственные вопросы и задачи; планам и стратегиям. Промышленные масштабы текущих обязательств занятого человека — это как завод, на котором запущено от 30 до 300 конвейеров, каждый из которых выполняет тысячи задач. Ему не нужна популярность внутри алгоритмов псевдоинтеллекта, они просто не успевают за ними. Секунды нет ни на отдых, ни на переживания о пресловутом «кризисе среднего возраста», ни на горестные думы о вечном. Прокрастинацией (слово-то какое) никто не позволит наслаждаться: всем нужно здесь и сейчас, молниеносно. Депрессия, убежден, возникает от безделья: представьте себе олимпийца или пианиста на сцене. Ну откуда там сплин, стагнация, зачем там меланхолия?

Кто сегодня являются кумирами миллионов? Почему мы чествуем, возвеличиваем, идеализируем, возводим в авторитеты людей не просто недостойных, а убогих, несуразных. Где Менделеевы, Скрябины, Розановы? Почему мы одариваем беспрецедентным вниманием посредственностей, но совсем не замечаем виртуозов-пианистов, пашущих годами, чтобы выходить на сцену с двухчасовыми сольными программами (а их, программ, у них — десятки) не просто выученных сложнейших произведений, но выстраданных, вымученных, вызубренных, прожитых. Вы представляете себе масштабы самопознания, самопожертвования и профессионализма музыканта, который на суд зрителя выносит 29-ю сонату Бетховена? Аудитория даже воспринимать такой уровень искусства не готова, не то что продемонстрировать его самостоятельно. Примитивизм в творчестве достиг своего дна, а отсутствие у некоторых индивидуумов стеснения выглядеть полным ничтожеством удручает, раздражает.

Зачем я об этом пишу? Ведь не было иных времен, когда одним Божественное, а другим плуг? Все великое, неповторимое, глубокое, гениальное, многогранное, вселенское, понятное любому человеку на земле и объединяющее людей во Вселенной создано в прошлом. Я исключительно про академическое искусство в целом и музыкальную культуру как самый понятный любому народу язык. Однако именно культура во всей своей многогранности, глубине, интернациональности и красоте спасет Мир.