Флагман «Васа» — репутационная потеря в 1210 тонн

Шведский корабль «Васа», построенный в середине XVII века, — прекрасный символ амбиций, бахвальства и самомнения, перешедших грани разумного. Итог — позорная катастрофа на глазах целой нации, а его история — напоминание, что излишнее хвастовство дорого обходится даже королям.

В XVII веке Швеция из небольшой региональной державы превратилась в мощную страну с современной армией. Особую роль в этом сыграл король Густав II Адольф, громивший одну европейскую страну за другой и мечтавший о господстве на Балтийском море. Ради последнего он заказал голландскому мастеру Хенрику Хюбертссону де Грооту несколько кораблей, в том числе и будущий флагман, трехмачтовый 72-пушечный фрегат «Васа». Назвал его король в честь своего деда Густава I Васы, собирателя шведских земель. 

Reproduktion föreställande

Корабль задумывался как новое слово в морских сражениях. Его артиллерийская мощь должна была превосходить любой другой фрегат в мире, а внешний блеск — демонстрировать могущество шведской державы. Густав II Адольф лично следил за постройкой корабля и по его требованиям мастера вносили изменения в конструкцию и размеры. В итоге получился монстр длиной 69 и шириной 11 метров. Высота его от киля до клотика (самой верхней точки мачты) составляла 52 метра.

«Васа» одним из первых получил две орудийные палубы вместо одной и должен был иметь пятьдесят шесть 24-фунтовых пушек, восемь 3-фунтовых, а также шесть мортир и фальконеты для абордажа. На момент первого выхода в море восемь крупных орудий не были доставлены, так что корабль нес 64 пушки.

«Васа» строился с 1625 по 1628 год и выглядел шедеврально. Красный с золотом, украшенный 500 скульптурами, многие из которых покрыли позолотой. Сюжеты разнились от античных до евангельских и даже древнеегипетских. Все это великолепие должно было впечатлять и устрашать, демонстрируя мощь шведского флота и гений Густава II Адольфа.

Густав II Адольф

Wikimedia

И вот 10 августа 1628 года корабль был по требованию короля, воевавшего в Польше, спущен на воду. При стечении множества жителей Стокгольма «Васу» протащили на якоре, а затем под восторженные вопли толпы корабль дал бортовой залп, поднял четыре паруса из десяти и под ними прошел еще семьсот метров. Резкий порыв ветра заставил судно накрениться, оно зачерпнуло воды через орудийные порты, завалилось на борт… и затонуло. При этом погибло от тридцати до пятидесяти членов экипажа, остальных спасли находившиеся рядом шлюпки.

Густав был в ярости и требовал найти виновных. Как выяснилось при расследовании, мастера полностью выполняли распоряжения короля, так что, по сути, в трагической судьбе флагмана виноват сам монарх. Оплошал и капитан, который не закрыл нижние порты. Удивительно, но в итоге никого не наказали.

Позже ученые выяснили, что голландские мастера не имели в те времена чертежей, поэтому строили новый для них корабль, экспериментируя на ходу. К тому же король, постоянно вмешиваясь в постройку, лишь больше путал расчеты. Еще одна причина неудачи — смерть главного мастера Хенрика Хюбертссона за год до окончания строительства.

Ну и самое трагикомичное объяснение катастрофы: судно возводили голландские и шведские рабочие, и у них были линейки, размеченные разными футами (шведскими и амстердамскими). Разница составляла полтора сантиметра, поэтому корабль оказался тяжелее с левой стороны, потеряв в устойчивости.

Так непомерные амбиции Густава II Адольфа обратили триумф шведского флота в его позор. А вот для потомков это оказалось неожиданной удачей: в 1961-м корабль подняли со дна, сделали из него экспонат музея, и теперь это чудо инженерии можно увидеть в Стокгольме.