Эволюция логотипа студии Metro-Goldwyn-Mayer олицетворяет не только трансформацию киностудии, но и всего Голливуда. По мере того как он видоизменялся, развивалась и «фабрика грез». Рассказываем о рождении, трансформации и значимости львиного символа для киноиндустрии.

John Kobal Foundation / Getty Images
Важно зафиксировать, что ни одно животное при создании хорошо знакомых нам заставок MGM не пострадало. В общей сложности на знаменитом лого студии красовались 8 хищников. Более того — все они, вопреки суровому виду, отличались ангельским характером. Сделать льва символом студии решил польско-американский художник Говард Дитц в 1916 году. Источником его вдохновения стал гимн спортивной команды Колумбийского университета (чьим талисманом тоже был лев) — «Рычи, лев, рычи».
Художник доработал образ: поместил хищника в золотое кольцо из кинопленки, на котором красовалось латинское выражение Ars Gratia Artis («Искусство во имя искусства»). Нужно уточнить, что в 1916 году компания называлась Goldwyn Pictures Corporation, а ее основателем был Луис Майер (ему же принадлежат идеи учредить Американскую киноакадемию и премию «Оскар»). Но вернемся к нашим львам: первый хищный символ студии вошел в историю под двумя названиями: The Original Leo the Lion (оригинальный лев Лео) и The Silent Lion (молчаливый лев) — кино в тот момент оставалось немым, поэтому и характерного рыка зверя зрители не слышали.
Через 6 лет, в 1923-м, произошло слияние студий Goldwyn Pictures Corporation с Metro Pictures Corporation, и образовалась Metro-Goldwyn Pictures Corporation. Тогда же живого льва в лого сменяет его каменная статуя The Lion Statue. Годом позже MGPC объединилась с Louis B. Mayer Productions и обрела свое финальное имя — Metro-Goldwyn-Mayer. Тогда же руководство компании возвращает на экраны живого зверя: статуя не вызывала никаких эмоций.
Со временем на смену первым двум львам пришел Слетс, ставший символом MGM в эпоху черно-белого кино. Родился он в Дублине в 1919 году. Еще будучи львенком «иммигрировал» в США, где прожил насыщенную жизнь вплоть до своей кончины в 1936-м. Первым фильмом, перед которым возникла заставка со Слетсом, стала драма «Тот, кто получает пощечины» Виктора Шёстрёма.
Но символом компании он прослужил лишь до 1928 года, когда кино обрело звук и на посту его сменил Джеки, рожденный в 1915 году в Судане. Джеки стал первым «звучащим» образом логотипа студии. Хотя и здесь не обошлось без фокусов: заставку с хищником записали сильно заранее, когда кино еще оставалось беззвучным. Но чтобы не перезаписывать ролик, студия пошла на небольшие ухищрения: синхронизация видео и звука перед показом оскароносной мелодрамы «Белые тени южных морей» проводилась с помощью граммофона, включаемого прямо в зале кинотеатра.
Именно лого с Джеки впоследствии предшествовал показам будущей классики MGM: от «Унесенных ветром» до «Волшебника страны ОЗ». Сопутствовали льву не только удачи, но и трагедии. Джеки пережил серию несчастных случаев: крушения двух поездов во время перевозки, землетрясение в Калифорнии 1933 года, авиакатастрофу. Последняя произошла в 1927 году: зверя взяли на борт небольшого самолета Ryan B-1 Brougham, проигнорировав сильный перевес (он весил 160 кг). Из-за этого была совершена экстренная посадка в горах недалеко от Аризоны. Пилот и лев дожидались спасателей 4 дня, они продержались только на бутербродах, молоке и воде (поразительно, что изголодавшийся хищник не напал на человека). После возвращения в MGM животное прозвали «Львом-везунчиком». Джеки умер от инфаркта в 1935 году, но его образ жил вплоть до 1956 года.
Тем временем студия экспериментировала с новыми заставками: например, было очевидно, что перед показом картин, снятых с использованием технологии Technicolor (то есть имеющих окрашенные элементы изображения), вроде «Бен-Гура» 1925 года, неправильно использовать черно-белый лого. Тогда сняли цветные ролики с тремя разными львами: Коффи, Телли и Биллом. Коффи предшествовал анимационным картинам, Телли рычал голосом Джеки, а фильмы с Биллом до настоящего момента не сохранились и считаются утерянными. Исключение — картина «Сердце Генерала Роберта Ли», хранящаяся в Библиотеке Конгресса США.
В 1934 году вместе со стартом цветной эры кино на смену предыдущим львам пришел Таннер. Он не только рычал на цветной заставке MGM, но и снимался в кино. Например, появлялся в короткометражных комедиях «Да, да, месье» и «Держи этого льва!». А рык Таннера закадрово использовался для озвучивания животных в ряде анимационных проектов студии.
В 1956 году на заставке MGM дебютировал Джордж, продержавшийся в своей «должности» только год. К слову, этот лев стал самым молодым символом MGM, и потому его грива не такая пышная. С 1957 года по наши дни студия использует заставку с Лео. Он, как и Слетс, родился в дублинском зоопарке, но в 1956 году. При этом в середине 1960-х кинокомпания продолжила видоизменять логотип: вместо живого льва использовалось стилизованное изображение статичного хищника. Его можно увидеть перед фильмом Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». Однако заставка не прижилась, от нее вскоре отказались.
Апгрейд случался и накануне крупных юбилеев. На 25-ю годовщину студии в лого сперва красовался рычащий хищник, а голос за кадром рассказывал о достижениях компании. На 50-летие MGM вместо льва на экране появлялись пленка и маска, а за ними — надпись: «Начинаем наши следующие 50 лет». В 1984 году, в год 60-го юбилея MGM, изменился цвет пленки вокруг изображения рычащего льва — он стал золотым. К 2009 году золотым стал весь логотип в ознаменование 85-летия студии.