Консюмеризм до нашей эры: зачем фараоны строили пирамиды

Египетские правители времен Древнего царства столкнулись с проблемой, совершенно непонятной для нас: у них не было денег как таковых. Золото и драгоценности не существовали в серьезных количествах, налоги в основном собирали продуктами питания. А почувствовать себя лучше других хочется. На помощь пришло престижное потребление.

Эпоха строительства Великих пирамид Гизы — удивительный период в истории Древнего Египта. Это время энеолита (медно-каменного века), то есть основными орудиями труда у жителей Нильской долины были предметы из кремня, а если повезет — из обсидиана.

Фрагмент стелы уважаемого заведующего хозяйством Ментувосера

The Metropolitan Museum of Art

Ритаульный нож песеш-кеф из обсидиана для ритуального «отверзения уст» мумии

Brooklyn Museum

Медь только начала проникать в их жизнь и оставалась чудовищно дорогой. То же самое можно сказать и про драгоценности вроде золота или серебра. При этом сверхплодородные земли в местах разлива великой реки давали много пищи. Активно размножался крупный и мелкий рогатый скот. И все это текло в житницы фараона.

Беда в том, что продуктовые богатства очень быстро портились, и накапливать их не было никакой возможности.

Властители справились с этой проблемой, обратившись к престижному потреблению.

Многочисленные пищевые продукты меняли на предметы роскоши, которые использовались для демонстрации могущества и богатства. К примеру, несмотря на то, что дворцы правителей строили, как и дома простых египтян, из недолговечного сырцового кирпича, внутренние стены могли быть покрыты золотой фольгой.

Обменивая продукты «по линии международной торговли», фараоны получали различные благовония, дорогие виды дерева (в Египте его было очень мало), те же драгоценные металлы, страусиные перья, шкуры и хвосты жирафов.

Trustees of the British Museum

Правитель мог поселить рядом с собой искусных ремесленников, чтобы те создавали для него что-то уникальное и необычное. При этом работники не получали зарплату, ведь денег или какого-то их эквивалента тогда в Египте не существовало. Но они могли рассчитывать на обильное продуктовое вознаграждение из хранилищ фараона.

Например, мастер мог создать вазу из диорита — очень твердой и красивой горной породы. Обработка требовала много времени и труда при помощи медных орудий — и это в лучшем случае. Тем не менее примерно через полгода-год ваза была готова.

По сути, от диоритового сосуда нет особой пользы. Гораздо удобнее и дешевле слепить горшок из глины.

Но именно для престижного потребления такие нарочито «бессмысленные» траты на уровне потлача оказались крайне важны. Эдакой роскошью можно, например, отблагодарить выдающегося чиновника. Тот поставит подарок дома и будет демонстрировать гостям как статусный предмет и знак расположения правителя.

Harvard

Вершиной престижного потребления стало возведение гигантских усыпальниц-пирамид. Помимо религиозного значения (считалось, что в них есть некий проход, через который душа фараона улетает к богам), у монументального строительства была архиважная статусная функция. Баснословная трата огромного количества недолговечных ресурсов демонстрировала величие обожествляемого повелителя.

Вопреки распространенному убеждению, пирамиды создавали не бесправные рабы, жившие впроголодь.

Grant Faint / Getty Images

Основной рабочей силой были умелые мастера, получавшие хорошие пайки и пиво. Пенный напиток варили на специальных «заводах», вроде найденного в городе Абидос. Его построили в III тысячелетии до нашей эры.

Да, тяжелые камни доставляли рекрутированные в период разлива Нила крестьяне — не сказать чтобы добровольно. А вот уже обработкой и установкой занимались мастера, жившие в специальном поселке. Раскопки подобных мест (одно из самых известных — в Дейр-эль-Медине, 1550–1080 гг. до н. э.) рассказали очень многое о престижном потреблении на низовом уровне.

Модель амбара, 1990 до н. э.

PHAS / Getty Images

Модель ящика с пивом, 1998 до н. э.

DEA PICTURE LIBRARY / Getty Images

Для питания мастеров в поселок сгоняли стада мелкого и крупного рогатого скота, чтобы на столе у специалистов всегда было свежее мясо. Козы и овцы шли на обед рабочим, а говядина — зодчим и прочим руководителям. В каждом «длинном доме», где жили строители, находилась собственная мини-пекарня, выдававшая свежий хлеб.

Пиво было важнейшим мотиватором для молодых мужчин, отправляющихся на возведение пирамид.

Дело не в алкоголе как таковом, а в его культовом статусе для египтян. Хотя, вероятно, он был причиной множества прижизненных травм, вроде разбитых голов. Судя по раскопкам кладбища при поселке, рабочие любили кулачные бои.

Так и жили первые люди, увлеченные престижным потреблением: поедая говядину, запивая пенным напитком и строя пирамиду Хуфу или Хефрена, чтобы фараоны могли продемонстрировать свое величие в мире, который еще только готовился изобрести деньги.