Легендарные номера клоунов и артистов советского цирка

Ой, Вань! Смотри, какие клоуны!

Рот — хоть завязочки пришей…

Ой, до чего, Вань, размалеваны,

И голос — как у алкашей!

«Диалог у телевизора»

Кто был лучшим исполнителем роли Геббельса, как кот подсказал Куклачёву знаменитый сюжет, почему братья Кио пилили одну и ту же женщину, что смешного в синхробуффонаде и сами ли медведи катались на коньках.

Фашисты и Геббельс

Легендарный клоун Карандаш, он же Михаил Румянцев, не смог пойти воевать по состоянию здоровья, но вел борьбу в тылу. «С первых дней Великой Отечественной войны передо мной, как, вероятно, перед многими другими артистами, со всей остротой встал вопрос: что теперь, в этих условиях, показывать зрителям? Ответ был один: нужно клеймить, высмеивать зарвавшихся фашистов», — вспоминал он.

Говорят, Адольф Гитлер внес в список личных врагов Чарли Чаплина из-за талантливой пародии в фильме «Великий диктатор». Карандаш, в начале карьеры подражавший Чаплину, и здесь не уступил своему кумиру, придумав зимой 1941–1942 года репризу «Как фашисты шли на Москву и обратно».

РИА Новости

Миниатюрный, всего 142 см ростом, клоун выходил на манеж Московского цирка в образе нелепого завоевателя с таким же нелепым танком, у которого вместо пушки красовалось полено. Танк взрывался, а вояка убегал восвояси. Еще один известный номер того времени — речь Геббельса. Карандаш ставил на трибуну собачку, которая с упоением лаяла в микрофон, после чего пряталась в портфель. «Речь министра пропаганды Геббельса окончена», — объявлял клоун.

Кот и повар

Основатель театра кошек Юрий Куклачёв начинал как цирковой артист и опроверг миф, что кошки не поддаются дрессировке. Сам Куклачёв, правда, слова «дрессировка» избегал, считал, что животным просто нужны любовь и забота.

Свою знаменитую репризу 1976 года «Кот и повар» он придумал случайно. Однажды клоун пришел домой и не смог найти кошку. Оказалось, что та улеглась спать в кастрюлю. Куклачёв вынул ее, но та снова вернулась на место. Артист вспомнил про басню Крылова «Кот и повар» и решил ее обыграть. 

Юрий Сомов / РИА Новости

Незатейливый сюжет покорил зрителей: повар пытается приготовить блюдо, а котейка залезает в кастрюлю и всячески мешает кулинару. Позже в истории появились и другие герои: вторая кошка и болонка. С этим номером клоун объездил весь Союз и выступал за рубежом.

Театр кошек Куклачёва открылся в 1990 году, незадолго до распада СССР, работает и сейчас.

Распиливание женщины

Главными советскими иллюзионистами были, конечно, представители династии Кио. Ее основатель, Эмиль Теодорович Кио, первым начал выступать не на специальной площадке, а на открытой круглой арене, где гораздо сложнее прятать необходимые приспособления и творить чудеса.

Одним из самых популярных был аттракцион «Распиливание». Известный трюк, во время которого фокусник «разделяет» красавицу на две части, Кио довели до совершенства. Раздвигали ящики с «половинками» двух ассистенток, соединяли их так, чтобы те «менялись» частями туловища и даже «распиливали» желающих из зала.

Анатолий Гаранин / РИА Новости

Как рассказывала Иоланта Ольховикова, которая побывала замужем за обоими братьями Кио, «пилить» они предпочитали своих жен. «Единственный человек, который не нашел в моем разводе с одним Кио и замужестве за другим ничего удивительного, был внук моей подруги, которого та привела в цирк вскоре после моей второй свадьбы. Он сказал: „В цирке почти ничего не изменилось. Раньше тетю Иолу пилил дядя Игорь, а теперь — дядя Эмиль»,— вспоминала Иоланта.

Blue canary

Популярность этого номера от ленинградской мим-группы «Лицедеи», основанной Вячеславом Полуниным, объяснить невозможно: в нем не было сложных трюков, яркой сатиры, фокусов или зрелищности. На сцену выходят три нелепых клоуна, два с гармошкой, один почему-то с сачком, и поют, время от времени подпрыгивая, странную песню. Зрители в зале аплодировали и плакали от смеха.

Владимир Вяткин / РИА Новости

Создатель номера Роберт Городецкий придумал его совершенно случайно, услышав песню то ли про грустную, то ли про голубую канарейку. Валерий Кефт, тот самый клоун с сачком, окрестил номер синхробуффонадой, когда актеры синхронно буффонируют вместе с музыкой. 

Приключения поводыря с медведем

Валентина Филатова, создавшего «Медвежий цирк» в 1949 году, называли «королем дрессировщиков». До Филатова медведи обычно выполняли трюки на уровне ярмарочных: сплясать в костюме на задних лапах. У дрессировщика же они катались на роликовых коньках, двухколесных велосипедах и мотоциклах, жонглировали, вращали предметы задними лапами, лежа на спине, и даже поднимались под купол с воздушными гимнастами. Злые языки поговаривали, что самые сложные фокусы выполняют переодетые люди в медвежьих шкурах. Одной из известных пантомим в постановке Филатова были «Приключения поводыря с медведем».

Лев Великжанин / РИА Новости

Это история о мальчике Саше (прототип — известный дрессировщик Александр Леснов), который сначала выступает с медведем на ярмарке. Мишка показывает пьяного купца, кокетливую барышню, коррумпированного городового. Потом они попадают в партизанский отряд. Медведь участвует в операции по уничтожению белогвардейского штаба. Он разгоняет пьяных беляков, лезет по колонне пылающего здания на балкон, чтобы спасти юную партизанку. Затем спускается с ней по проводам и увозит ее на мотоцикле.

Не все методы Филатова сейчас назвали бы гуманными: в конце прошлого века зоозащитники заговорили о том, что эксплуатировать четвероногих артистов неэтично. Некоторые труппы отказались от подобных номеров, а немецкий цирк Ронкалли, основанный в 1976 году, нашел более интересное решение. На сцену там выходят животные, созданные с помощью голограммы: скачут лошади, встает на передние лапы дрессированный полупрозрачный слон. Такие спецэффекты дешевле, чем содержать и перевозить настоящих животных, к тому же дают возможность использовать необычных питомцев, например, гигантскую золотую рыбку.