Оперные сцены не всегда были такими, какими мы видим их сегодня. Что изменилось за последние века, а главное — для чего?
Рихард Вагнер был автором грандиозных опер и неустанным реформатором музыкальной сцены. В середине XIX века композитор горел идеей сделать оркестр невидимым для зрителей. Из любви к сценической правде. Он мечтал о слиянии всех искусств в единое целое. Для этого нужно было устранить барьер между реальностью и художественным миром, а вид современных музыкантов, их нелегкого труда, отвлекал публику от драматического действия и разрушал магию театра. Поэтому маэстро называл оркестровую яму не иначе как «мистическая бездна».


Deutsche Fotothek, Germany (2)
До вагнеровской бездны музыканты располагались практически на одном уровне с партером или на небольшом возвышении перед сценой. А дирижер вообще стоял во весь рост спиной к публике. Эту порочную практику искоренили в новом Байройтском театре, спроектированном специально для постановки произведений Вагнера. Здесь композитор наконец реализовал свою мечту о «невидимом оркестре». Архитектор Отто Брюквальд, следуя указаниям маэстро, создал углубленную оркестровую яму, частично закрытую сверху специальным выступом — «мистическим порогом».
Глубина ямы в передней части была 2,37 метра. К задней она постепенно уменьшалась до 1,53 метра. Такая конструкция полностью скрывала оркестр от публики, казалось, музыка рождается ниоткуда. Самым новаторским решением было двойное перекрытие из деревянного навеса и металлического экрана. Оно создавало особый акустический эффект: звук идеально распространялся по залу, он стал объемным, насыщенным, с широким диапазоном, музыка словно окутывала слушателя.
Теперь даже при исполнении масштабных партитур Вагнера сотней музыкантов было хорошо слышно вокалистов. Не видя оркестра, зрители воспринимали музыку как неотъемлемую часть происходящего на сцене и полностью погружались в драматическое действие.
К началу XX века оркестровые ямы уже были в каждом уважающем себя музыкальном театре. Даже такие ортодоксальные храмы искусства, как «Ла Скала» в Милане и Венская государственная опера, перестроили свои залы по примеру Вагнера. Позже появились специальные подъемные платформы, эти устройства позволяют регулировать глубину ямы и добиваться звучания, соответствующего конкретному произведению.