Театр в Англии начала XVII века был не элитарным, а простонародным развлечением. Тут подавали эль, аудитория бурно реагировала на происходящее, а представления считались скорее дешевым повседневным увеселением, чем торжественным выходом в свет. Так как же труппе Уильяма Шекспира удавалось зарабатывать на своих постановках?

AKG Images / East News
Хитовые спектакли в лондонских театрах 1600-х собирали до 3000 человек. Среди них были мужчины и женщины разного достатка и возраста. Один зритель в 1617 году описал окружавшую его толпу как «банду носильщиков и извозчиков». Театр был любимым местом досуга у многих слуг и подмастерьев.
Но хватало тут и представителей высшего общества — например, в 1607-м все дорогие места на шекспировского «Перикла» скупил посол Венецианской республики. А иногда труппы вызывали выступать лично перед монархами. Театралами слыли Елизавета I и ее преемник Яков I.
Спектакли проходили ежедневно. Самые дешевые билеты в театрах под открытым небом стоили всего один пенни — за эти деньги зрители могли встать перед сценой. За два пенни продавались места на скамьях в нижних галереях. Примерно три пенни обеспечивали уже мягким сиденьем. Цены на постановки в помещении начинались с шести пенни, что тоже не назвать крупной суммой: в те времена за один шла буханка хлеба. Низкая стоимость входа была одной из причин популярности театров во времена Шекспира.
В зале можно было купить яблоки, апельсины, орехи, имбирное печенье и, конечно, эль. Из всего этого складывался гонорар труппы. Выплачивалось жалованье еженедельно. Сам Шекспир, разумеется, получал больше. Он был не только драматургом и артистом, но и одним из шести акционеров «Глобуса». До 1600-го он зарабатывал примерно 100 фунтов в год, а позже, на пике славы, около 150 (в одном фунте тогда было 240 пенсов). Уже после смерти Шекспира средний доход артистов-акционеров вырос до 180 фунтов в год.
В эту сумму не входили деньги, которые актеры шекспировской труппы «Слуги лорда-камергера» получали за представления при королевском дворе. Помимо щедрого вознаграждения от монарших особ, работу театра спонсировали меценаты — к примеру, Фердинандо Стэнли, носивший титулы графа Дерби и лорда Стрейнджа. Тот не только покровительствовал актерам, но и содержал собственную труппу. А другому меценату, Генри Ризли, графу Саутгемптону, Шекспир в качестве благодарности посвятил поэму «Венера и Адонис».
Большие труппы в Англии 1600-х не соответствовали стереотипу о нищих артистах, которые жертвуют всем во имя искусства. Параллельно с сочинительством и выступлениями Шекспир вкладывался в недвижимость. В свои 33 он купил второй по величине дом в родном Стратфорде-на-Эйвоне, а еще через несколько лет за 440 фунтов арендовал десятину, получив право на часть доходов от всего зерна в окрестностях Стратфорда. Это приносило не меньше 60 фунтов в год, что позволило ему со временем оставить сцену.
Конечно, другие артисты зарабатывали не так много, как руководитель «Глобуса». Но и их гонораров хватало, чтобы не нуждаться. Театр для них был не только страстью и делом всей жизни, но и весьма успешным бизнесом.