Полный провалов: шведский музей неудач

Весной 2017 года издания чуть ли не всех стран сообщали, что в шведском Хельсингборге вот-вот откроется Музей неудач — Museum of Failure. Его название также переводят на русский как Музей провалов. Удивительно, что после о нем писали значительно меньше. А это несправедливо, уникальное собрание явно заслуживает больше внимания.

Идея посетила 43-летнего клинического психолога Сэмюэла Уэста в Музее разводов. Ведь каждому, даже неспециалисту, известно, что опыт расставшихся супружеских пар гораздо полезнее, чем идеальных (совершенства достичь довольно сложно, а избежать ошибок вполне реально). Эту истину, подмеченную еще до начала нашей эры, давным-давно гениально сформулировал граф Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Сэмюэл Уэст в Музее провалов

Sandra H Gao / Museum of Failure

Доктор Уэст перефразировал высказывание классика и сделал слоганом своего музея: «Все удачные идеи похожи друг на друга, каждая неудачная неудачна по-своему: это любопытно и поучительно» (пер. автора).

Как психолог, интересовавшийся природой неудач, он знал, что более 80% стартапов прогорают, и сделал вывод: истории о неудачах требуют большего внимания, чем истории успеха. «Пора признать величие неудач, извлечь из них урок и добиться настоящего прогресса», — окончательно решил он.

Большинство экспонатов музея созданы знаменитыми брендами Apple, Google, Coca-Cola в стремлении произвести революцию, подтолкнуть прогресс или расширить собственные горизонты. 

Некоторые из этих компаний не хотят иметь с музеем никаких дел, а некоторые бронируют посещение для больших групп.

В одном из залов стоит специальная доска, на которую каждый может наклеить стикер с описанием своей неудачи. «Когда пробуем что-то новое, мы раскрепощаемся. Неудача — это нормально», — убежден Уэст.

В его «собрании невезений» представлены жертвы плохой идеи; досадных просчетов; хорошего замысла, но скверного исполнения; дурного вкуса; неоправданных амбиций; несоответствия ожиданиям бренда; стремительного прогресса; несвоевременности или изменившейся реальности.

Конфеты для похудения Ayds Candy

Museum of Faliure

Конфеты для похудения Ayds Candy

Появившиеся к началу 1940-х карамельки и помадки с добавлением средства, подавляющего аппетит, сразу вызвали интерес. Реклама утверждала, что с их помощью можно сбросить 4,5 кг за 5 дней без диеты и упражнений. Благодаря голливудским звездам популярность конфеток достигла пика в 70-х. А в 80-х мир узнал про СПИД (AIDS), который по черной иронии вызывал у заболевших стремительную потерю веса. Продукт с созвучным названием был обречен.

Спутниковый телефон Motorola Iridium 9500

Museum of Faliure

Спутниковый телефон Motorola Iridium 9500

При поддержке компании Motorola компания Iridium Communications создала огромную спутниковую инфраструктуру для новой глобальной телефонной сети. На это ушло так много времени, что к моменту появления долгожданного телефона большинство технологий устарело.

Сотовые операторы уже покрыли самые «лакомые кусочки» планеты, а мобильные телефоны стали помещаться в кармане. Iridium же обеспечивал связь только под открытым небом, минута разговора по нему стоила $ 7 против обычных $ 0,5. Ну, и носить его приходилось в отдельной сумке.

Проигрыватель виниловых дисков AT-727 Sound Burger

MOMA

Проигрыватель виниловых дисков AT-727 Sound Burger

В разгар повального увлечения плеерами Walkman в начале 1980-х компания Audio-Technica представила свой портативный проигрыватель винила. Этот инновационный аппарат позволял меломанам слушать пластинки в любом месте. Для этого надо было соблюсти всего одно условие: аккуратно положить проигрыватель на горизонтальную поверхность.

На ходу плеер был бесполезен, а ведь в этом и заключалось главное достоинство Walkman. К тому же вместе с ним приходилось таскать коллекцию дисков, а они от такой эксплуатации царапались.

Соковыжималка Juicero

Museum of Faliure

Соковыжималка Juicero

Это инновационное устройство за € 700 выжимало сок из одноразовых пакетов с нарезанными фруктами и овощами. Пакеты продавались только по подписке. Аппарат подключался к интернету и сканировал срок годности содержимого. Все шло хорошо, пока в сети не появилось видео, из которого следовало, что сок из этих пакетов можно с тем же успехом выжать рукой. Товар продержался на рынке 16 месяцев.

Электрическая маска для лица Rejuvenique

Museum of Faliure

Электрическая маска для лица Rejuvenique

По замыслу устройство должно было возвращать лицу человеческий облик с утра. Но если им пользоваться долго, постоянно и строго по инструкции, то оно могло омолодить кожу. По идее, достичь максимального эффекта было совсем не сложно: просто надевай приспособление на 15 минут три-четыре раза в неделю.

Изделие рекламировала голливудская звезда Линда Эванс, к тому времени 57-летняя. Это не помогло. По словам обманутых покупателей, электрические заряды, от которых зависел чудо-эффект, создавали ощущение, будто упал лицом в муравейник.

Клюшка-писсуар UroClub

Museum of Faliure

Клюшка-писсуар UroClub

Писсуар, похожий на клюшку, за $ 25. Полая рукоятка завинчена крышкой, которую надо открутить, достать из трубки что-то вроде полотенца (называется «защитный экран»), заткнуть за пояс шорт так, чтобы прикрывало гульфик, соединить под его завесой пенис с трубкой и оправиться.

К сожалению, жидкость не уйдет через стержень и головку клюшки в землю, а останется в рукоятке. Но та вмещает всего пол-литра. Самое полезное в изобретении — экран. Если его носить в левом кармане, а в правом — двухлитровую пластиковую бутылку, пользы будет гораздо больше. И совершенно бесплатно.

Кукла Little Miss No Name

Museum of Faliure

Кукла Little Miss No Name

В 1965 году компания Hasbro решила дать девочкам альтернативу чрезвычайно популярной Барби, чтобы научить их состраданию. «Безымяшка» боса, одета в лохмотья, у нее огромные выразительные глаза со слезами. Вместо сострадания дети испытали ужас. Кукла не продержалась на конвейере и года, зато теперь это коллекционный раритет.

Терапевтическое устройство Valkee Human Charger

Museum of Faliure

Терапевтическое устройство Valkee Human Charger

Финские изобретатели из компании Valkee были убеждены, что направлять свет не в глаза, а в уши очень полезно. Устройство, способное это делать, избавит от мигрени. Если правильно им пользоваться, то с высокой вероятностью пройдет депрессия. Взяв его с собой в трансатлантический перелет, будет существенно проще адаптироваться в новом часовом поясе.

Со временем могут открыться и другие полезные свойства этих световых наушников. Однако независимые исследователи не обнаружили признаков эффективности аппарата, они назвали его рекламу нечестной и вводящей в заблуждение.

Настольная игра I'm Back and You're Fired

Museum of Faliure

Настольная игра I'm Back and You're Fired

Настольная игра, созданная при непосредственном участии Дональда Трампа по мотивам его же успехов в сфере недвижимости, у покупателей успеха не имела. Ее называли скучной и сложной вариацией «Монополии», но Трамп вложил в нее кучу смыслов. «Т» вместо «6» на игральных костях означает, что Трамп всегда выигрывает. Самая мелкая купюра — достоинством 10 млн, потому что все, кто с Трампом, — миллионеры. Как однажды заметил сам Уэст: «Если бы я включил в экспозицию все его провальные товары, она была бы вдвое больше».

В 2019 году стало ясно, что замысел Музея неудач весьма удачный, и дизайнеры, работавшие над логотипом и интерьером музея, заявили, что имеют права на прибыль. Был суд, и Сэмюэл его проиграл. Постоянную экспозицию в Швеции пришлось закрыть. Сейчас это, по сути, передвижная выставка. Коллекция также представлена на просторах интернета, она призывает нас набраться смелости и реализовать свои замыслы, не боясь неудачи.