Осмыслить время тьмы пытались с помощью поэзии, музыки и живописи. Но, кажется, лучше всего это удалось кинематографу. Собрали пять разных и достаточно малоизвестных картин, где ночь создает настроение, сопровождает героев и образует неотъемлемый фон событий. В общем, выступает почти как полноценный герой.
«Ночь страшного суда» (1993)
Четверо друзей торопятся на важный боксерский матч. Устав от гигантских пробок, они решают срезать путь через «плохие» кварталы. Там парни становятся свидетелями убийства, после чего местные отморозки начинают преследовать их, чтобы не дать добраться до полиции.

UPI
Малоизвестный, но крайне динамичный и напряженный триллер от Стивена Хопкинса (постановщик второго «Хищника» и охотничьего боевика «Призрак и Тьма») дает отличный пример того, как можно использовать ночной колорит. Вся погоня разворачивается после заката, причем Стивен Хопкинс умело обыгрывает окружающую темень: знакомый ландшафт играет на руку злодеям, так что героям нужно не просто бежать без оглядки, но и вовремя прятаться то на заброшке, то в канализации, не оставляя следов.
За счет того, что плохие парни прочесывают кварталы и расширяют радиус поисков, напряжение движется по нарастающей. Саспенс дополняет отличная актерская работа. В компании друзей отметились Эмилио Эстевес (спортсмен из «Клуба Завтрак»), Кьюба Гудинг-младший (из франшизы «Железный человек») и Стивен Дорфф (вампирский злодей в первом «Блэйде»). Среди бандитов можно увидеть Эверласта, фронтмена культовой хип-хоп-команды House of Pain. В общем, отличный фильм о том, насколько опасной может стать безмятежная ночь, если сделать один поворот не туда.
«Леди в белом» (1988)
Хеллоуин 1962 года. Девятилетний Фрэнки заперт хулиганами в школьной раздевалке и с грустью наблюдает из окна, как теплый октябрьский вечер сменяет непроглядная тьма. А посреди ночи насмерть перепуганный мальчуган видит сцену из мира призраков: невидимый злодей нападает на девочку, которая просит Фрэнки разыскать ее маму. Выбравшись из школы на следующий день, он обнаруживает, что призрачная фигура связана с поисками жестокого убийцы, наводящего ужас на детей всего города.

National Lampoon Productions
Сюжет этого ретротриллера основан на легенде о призраке «Леди в белом», обитающем в одном из парков в штате Нью-Йорк. Говорят, печальное привидение до сих пор не может отыскать свою погибшую дочь. Фильм — история взросления, которая разворачивается на фоне детектива о том, как Фрэнки ищет таинственного маньяка и заводит дружбу с духом убитой девочки.
Ночь здесь идеально подчеркивает сентиментальный тон и добавляет саспенса. С темнотой приходят призраки, а где-то во мраке безлюдных улиц рыщет безжалостный убийца. По акцентам и тематике «Леди в белом» порой напоминает лучшие экранизации Стивена Кинга (вроде «Останься со мной» или «Оно») своим сочетанием острого детского восприятия страхов и ностальгической меланхолии, напоминающей о временах, когда любая ночь казалась чередой чудес — восхитительных и опасных.
«Прошлой ночью в Нью-Йорке» (2009)
Психологическая драма Мэсси Таджедин рассказывает о семейной паре — писательнице Джоанне (Кира Найтли) и агенте по недвижимости Майкле (Сэм Уортингтон), которые разлучаются на одну ночь. Майкл отправляется в деловую поездку и получает шанс поближе познакомиться с обворожительной коллегой, а Джоанна неожиданно встречает своего бывшего, с которым ее связывает нежная дружба.

UPI
В течение одной долгой ночи фильм исследует природу измены с мужской и с женской сторон. Сценарий фокусируется на том, как вызревает решение нарушить узы брака и какую цену каждый из партнеров платит за это. Примечательно, что «Прошлой ночью в Нью-Йорке» строится не вокруг томных эротических сцен, а на основе простых, но содержательных диалогов, раскрывающих смысл измены.
Ночь здесь показана как время необдуманных, но красивых решений, спонтанных поцелуев и порывов нежности, образующих фон нарастающего отчуждения между любящими людьми. Отличный фильм, показывающий, что настоящая любовь всегда открыта к прощению чужих ошибок и признанию собственных.
«В поисках мистера Гудбара» (1977)
Молодая учительница Тереза (Дайан Китон) живет двойной жизнью. Днем она — примерная дочь и хороший преподаватель, а ночью — раскованная девчонка, обожающая случайные встречи в барах и танцы до утра. Вокруг нее вьются многочисленные ухажеры, она флиртует со всеми, но не остается ни с одним из них. До поры до времени легкий стиль жизни наполняет ее драйвом и бодрит, но в череде мимолетных встреч и бурных ночей ее ждет серьезная опасность.

Напряженная драма маститого режиссера Ричарда Брукса (среди его работ экранизации Достоевского и Трумена Капоте, а еще оскароносный «Элмер Гантри») любопытна тем, что дает взглянуть на обратную сторону гедонизма семидесятых.
Ночная жизнь здесь одновременно завлекает и пугает. Люди танцуют в лабиринтах неоновых огней, стараясь выскользнуть из серых будней, а близость становится лишь формой протеста против навязчивой опеки. Драматизма в сюжет о том, как молодая женщина эпохи сексуальной революции взрослеет и ищет себя, добавляет то, что на фильм создателей вдохновили реальные и крайне трагичные события. Речь о гибели Роузэнн Квинн в Нью-Йорке начала 1970-х, которая всколыхнула всю страну.
«Та ночь» (1992)
Лонг-Айленд, лето 1961 года. 12-летняя Элис (Элиза Душку) восхищена своей 17-летней соседкой Шерил (Джульетт Льюис) и во все глаза наблюдает за ее бурным романом с красавчиком Риком (Си Томас Хауэлл). Когда строгая мать Шерил запрещает влюбленным видеться, маленькая Элис неожиданно становится для парочки единственным человеком, которому они могут доверять свои тайные письма и планы.

Alcor Films
Трогательная романтическая драма примечательна, во-первых, звездным составом: помимо вышеназванных людей тут можно увидеть совсем юную Кэтрин Хайгл в роли подружки Элис и Хелен Шейвер, известную по ролям в культовом хорроре «Ужас Амитивилля» и драме «Цвет денег» от Мартина Скорсезе. Во-вторых, что гораздо важнее, «Та ночь» захватывает филигранной комбинацией из юмора, ностальгической грусти и детского оптимизма. Это история первой любви, рассказанная глазами постороннего человека, который взрослеет вместе с теми, за кем наблюдает.
Ночь играет в фильме структурообразующую роль, все ключевые сцены происходят под покровом темноты: первый поцелуй, чувственные объятия на пустынном пляже и серьезные разговоры о будущем. Именно ночь становится для героев пространством надежды и свободы, позволяющим хотя бы на время забыть о том, как им предстоит выживать во взрослом мире (и смогут ли они вообще сохранить в нем свою любовь). К тому же это редкий романтический фильм, настолько четко исследующий восприятие любви женскими глазами, но при этом не оттесняющий мужчину куда-то на дальний план.