Завтра лучше, чем вчера: парадоксы прокрастинации

Гюго срывал с себя одежды, чтобы уложиться в срок, Дуглас Адамс, напротив, обожал срывать сроки, да Винчи вообще не утруждался доводить дело до конца. Что думают об этом психология и нейронаука, действительно ли, если ехать тихо, уедешь дальше?

Рассуждая о прокрастинации, частенько можно встретить точку зрения, что это прерогатива людей ленивых и не очень-то обязательных — аутсайдеров. Однако если бы прокрастинация была олимпийским видом спорта, многие великие встали бы на пьедестал. Мы привыкли думать о них как о гениях, работающих без устали, но на деле у каждого за плечами целые марафоны откладываний, сомнений и пустых часов. Парадокс в том, что, как показала история, у многих творцов «завтра» было не просто оправданием, а частью метода. Иногда это превращалось в целую стратегию: пауза, отход в сторону, выжидание — и внезапно приходит идея. Рассмотрим на примерах.

Виктор Гюго

East News

Когда Гюго затянул с «Собором Парижской Богоматери», он придумал радикальный прием: отдал слугам всю верхнюю одежду и остался дома в одном теплом шарфе. Выйти на улицу и отвлечься на светские развлечения он больше не мог, пришлось работать. Но решающий рывок был возможен только потому, что месяцы откладывания он провел не впустую. За это время Гюго выстроил структуру романа, разложил по полочкам персонажей, продумал символы и сцены. Когда пришел момент, оставалось лишь воплотить давно вызревшее. Прокрастинация для него не бегство, а инкубация идей. Именно поэтому рукопись была завершена столь стремительно.

Леонардо да Винчи

akg-images / East News

Леонардо — почти архетип «вечного откладывателя». Его тетради полны идей, анатомических рисунков и технических схем, многие из которых он не доделывал. «Поклонение волхвов» так и осталось в стадии эскиза: художник уехал в Милан, переключился на новое и бросил заказчика ни с чем. Однако именно это промедление и бесконечные отступления делали Леонардо великим. Он использовал время для экспериментов, многократных поисков цветовой палитры, движения и композиции. Его незавершенные работы — это не провалы, а лаборатории мысли, где зарождались открытия, опередившие эпоху.

Дуглас Адамс

Ian Cook / Getty Images

Писатель Дуглас Адамс говорил: «Я люблю сроки. Особенно звук, с которым они пролетают мимо». Его книги рождались именно так: сроки переносились, редакторы нервничали, а он снова и снова возвращался к фразам, шлифуя шутки и абсурдные повороты. Роман «Автостопом по галактике» родился в атмосфере постоянного промедления, но именно в этом неспешном, почти мучительном процессе формировался узнаваемый стиль — острая и выверенная ирония.

Почему это работает

Современные психологи называют такую модель «эффектом инкубации»: человек начинает работу, откладывает ее, а мозг продолжает «мариновать» задачу в фоновом режиме. Внезапные озарения нередко приходят не за столом, а во время прогулки или банальной рутины.

Есть и другая стратегия — «структурированная прокрастинация». 

Ее придумал философ Джон Перри: суть в том, что в начало списка дел ставят какое-то особенно большое и неприятное задание, которое все равно будет отложено. А чтобы не делать его, начинают выполнять задачи чуть менее важные, но тоже значимые: отвечать на письма, заканчивать статьи, чинить мелочи, закрывать второстепенные проекты. Так, избегая основного дела, субъект все равно остается продуктивен и продвигается вперед. А главное — он подспудно думает об основной задаче, во время работы над второстепенными.

Jon Tyson / Unsplash

Эти механизмы подтверждает и нейронаука: когда человек вроде бы отдыхает, активируется так называемая сеть пассивного режима мозга. Она отвечает за воображение, ассоциации и воспоминания. В этот момент рождаются неожиданные комбинации идей, которые могут стать инсайтом. Получается, что «ничего не делать» — это тоже работа, просто скрытая.

Практика великих людей и данные исследований совпадают: прокрастинация не всегда враг.

Иногда это промежуточная стадия, в которой вызревает идея. Чтобы использовать ее правильно, стоит помнить о трех простых приемах. Во-первых, начать с малого шага — даже пяти минут достаточно, чтобы внутренний барьер ослаб. Во-вторых, если уж откладывать главное, то заниматься хотя бы фоновыми. И в-третьих, не бояться пауз: иногда именно они приносят прорывы.

Прокрастинация — не приговор и не героизм. Умение откладывать и ничего не делать может стать не слабостью, а инструментом. Гюго, Леонардо и Адамс доказывают: великие тексты и картины рождались не только в муках и рывках, но и в долгих паузах. Главное — научиться использовать это «ничего» как ресурс. Иногда рекорд по безделью становится рекордом по открытию.