Первый вегетарианец: Пифагор против мяса

Для скептиков вегетарианство и веганство — просто модные веяния. Однако отказываться от мяса и рыбы начали не несколько лет или даже десятилетий назад, а уже в VI веке до нашей эры. И сделал это не кто-нибудь, а великий мыслитель Пифагор, автор учения о переселении душ и одной из самых известных теорем за всю историю математики.

Жителя Парижа или Лондона середины XIX века, вдруг отказавшегося от употребления мяса, назвали бы не вегетарианцем, как сейчас, а пифагорейцем. В Античности такое же определение закрепилось за последователями Пифагора. Их объяснение устройства Вселенной сочетало музыку и математику, религию и философию. Согласно пифагорейской концепции, движение небесных тел порождало так называемую гармонию сфер — недоступную человеческому слуху космическую мелодию. А в основе музыки лежали математические уравнения.

Пифагор

J. Augustus Knapp

Еще одной важной составляющей пифагорейского мировоззрения была вера в метемпсихоз — то есть реинкарнацию или переселение душ. Именно убежденность в том, что все живые существа после смерти перерождаются, и подтолкнула Пифагора и его учеников к отказу от пищи животного происхождения.

Философ был убежден в том, что реинкарнация работает не в рамках одного вида и человек, умерев, в следующей жизни мог стать хоть коровой, хоть бабочкой.

Переселение продолжалось до тех пор, пока душа не очистится и не достигнет просветления через изучение музыки, постижение вселенской гармонии, преодоление чувственных страстей. Такое очищение называлось катарсисом — предположительно с его помощью можно было прервать череду перерождений и приобщиться к богам.

Часть рациона среднестатистического античного человека, римская мозаика

Vatican Museums

Пифагор отказывается от бобов

National Gallery of Art

Поскольку любое животное в прошлой жизни могло быть человеком, Пифагор считал, что употреблять их в пищу — дикость и разновидность каннибализма. Другой древнегреческий философ Ксенофан рассказывал, что как-то Пифагор не дал случайному встречному ударить щенка, поскольку признал в том «душу дорогого друга». А древнеримский поэт Овидий цитировал такие слова Пифагора: «Пока человек продолжает безжалостно уничтожать низших живых существ, он никогда не будет здоров и не познает покоя. Ибо пока люди убивают животных, они убивают друг друга. А тот, кто сеет семена смерти и боли, не пожнет ни счастья, ни любви».

Употреблять мясо значило не только уничтожать жизнь, но и приумножать количество вражды в мире, нарушать гармонию и обрекать себя на дальнейшие перерождения.

И кто знает — возможно, мясоед сам станет, например, поросенком и превратится в чей-то обед. Пифагор утверждал, что его душа успела прожить уже четыре жизни. В одной из них он якобы был Эфалидом — сыном самого Гермеса, бога торговли, покровителя странников, купцов и авантюристов. Именно Гермес, по словам Пифагора, в качестве исключения позволил ему запомнить все свои предыдущие перерождения.

Royal Collection

Кстати, пифагорейцы воздерживались не только от мяса и рыбы, но и от бобовых, поскольку считали, что люди и бобы якобы происходят от единого начала. Пифагор утверждал: если «надкусить боб, а затем положить на солнце, уйти и вскоре вернуться к нему, то плод будет пахнуть, как покойник».

Некоторые исследователи объясняли такую принципиальность Пифагора страхом перед фавизмом — передающейся генетически разновидностью анемии, которая может активироваться как раз на фоне употребления бобов. Заметив, что у некоторых людей от них случаются боли в животе, озноб, тошнота и даже помрачения сознания, философ понял, что такая пища может быть опасна. Позже ученые подтвердили: жители средиземноморского региона действительно оказались особенно предрасположены к фавизму.

В отсутствие мяса, рыбы и бобов диета пифагорейцев в основном состояла из хлеба, меда и овощей.

Впрочем, иногда Пифагор все же делал исключения. Как пишет позднеантичный историк Диоген Лаэртский, именно он одним из первых обратил внимание на пользу мяса для отстающих атлетов. До этого спортсмены обычно питались сушеным инжиром, ячменным хлебом и маслом.

Пифагор же понял, что мясо улучшает выносливость и делает борцов сильнее. Он не видел в этом противоречия со своей теорией о переселении душ. Поскольку в его учении огромное значение отводилось гармонии, телесная красота в понимании Пифагора была так же важна, как и нравственная. И в тех случаях, когда достичь ее можно только с помощью мяса, философ считал, что лучше рискнуть и нарушить диету, чем обрекать себя на проблемы со здоровьем и лишать возможности приобщиться к космическому порядку.

Louvre Museum

AKG Images / East News

Вероятно, именно из-за того, как высоко в Античности ценилась физическая форма, вегетарианство — то есть пифагорейство — вплоть до недавнего времени не получило широкого распространения в западной культуре. Было и множество косвенных факторов: в отличие от Индии, где от мяса отказывались многие приверженцы буддизма, джайнизма и индуизма, у древних греков не было такого изобилия приправ и фруктов, которыми они могли бы разнообразить свою диету.

Большинство соотечественников Пифагора считали, что вегетарианство сулит им безрадостное существование.


К тому же многие в Древней Греции питались в соответствии с принципом «ты — это то, что ты ешь», и таком контексте ужин из сытного кабана был, конечно, предпочтительнее тушеных или сырых овощей. Как пишет гастрономический историк Марта Зараска, «вегетарианство в Античности было уделом аутсайдеров».

Сейчас Пифагор — один из самых известных древнегреческих мыслителей. Но при жизни из-за отказа от мяса к нему часто относились как к чудаку и даже безумцу. Такое предубеждение к немногочисленным пифагорейцам сохранялось и в Древнем Риме. «Там, где воспитывали гладиаторов, вегетарианство было для радикалов, отрицавших свою природу, — продолжает Марта Зараска. — Поэтому те, кто не хотел навлекать на себя подозрительные взгляды, прятали зелень под жирными кусками мяса».