Игра света и тени: как снимают ночь в кино

Один из главных кинематографических трюков — показать тьму так, чтобы зритель понимал, что персонажей на экране окружает мрак, но он отчетливо видел все происходящее. Добиваться этого приходится путем сложных манипуляций. Но результат стоит усилий. В своих лучших проявлениях техника съемки «днем как ночью» — это настоящая «магия кино».

Метод применяется в кинематографе повсеместно. В 1960-х его использовали в оскароносном эпике «Лоуренс Аравийский». В 70-х — в революционных «Челюстях» Стивена Спилберга. В современности — в экшен-блокбастере «Безумный Макс: Дорога ярости». В его основе оптический феномен, известный как эффект Пуркине. Дело в том, что лунный свет нам кажется синеватым. Этой особенностью восприятия первыми воспользовались театральные постановщики: они начали подсвечивать ночные сцены синим, тем самым подсказывая аудитории время суток.

кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» / Каро-Премьер

Позже тот же прием перекочевал в кино. Там у режиссеров и операторов появилось больше возможностей: они могли отслеживать, сколько света (и какого) попадает в кадр, и манипулировать линзами, чтобы создать нужную картинку.

В черно-белом кино камеры для ночных сцен часто снабжали так называемыми ND-фильтрами, или нейтральными фильтрами. Эти приспособления и сейчас используются для видеосъемки. Они представляют собой затемненное серое стекло, благодаря которому количество света, попадающего в камеру, уменьшается, а сам он распределяется более равномерно. Однако при такой технике актеры часто оказываются засвеченными и слишком выделяются в кадре. Если же подсвечивать их отдельно, то они мало что увидят и будут постоянно моргать.

В наше время эффект темноты в кино чаще всего достигается за счет адаптирования температуры в кадре. 

Холодные оттенки создают иллюзию более «ночной» картинки. Еще один операторский трюк — это контролируемое недоэкспонирование, то есть сознательная блокировка света таким образом, чтобы он не достигал сенсора камеры.

кадр из фильма «Лоуренс Аравийский» / Sony / Columbia

Можно спросить, почему, если действие сцены происходит в темное время суток, нельзя просто снять ее вечером или ночью? Ответ прагматичен: все дело в деньгах. Чтобы съемочная площадка нормально функционировала, она должна быть освещена, даже если в самом кадре света немного. 

Прожекторы для ночной съемки обходятся так дорого, что подавляющее большинство режиссеров предпочитают работать днем.

Создавать ощущение темноты в кадре становится проще благодаря технологиям. Часто нужные сцены превращаются из дневных в ночные уже на стадии постпродакшена. Уровни яркости и контрастности корректируются так, чтобы ничто не выдавало иллюзию ночной съемки, но при этом все важные детали оставались видны.

кадр из фильма «Схватка» / Гемини

кадр из фильма «Предложение» / Русский Репортаж

Однако никто не полагается исключительно на графику и визуальные эффекты. Многое по-прежнему зависит от того, как ведется съемка. А некоторые мастера и вовсе больше рассчитывают на обстановку и естественное освещение, чем на технологии и фильтры.

«Освещение — это всегда про контроль, — объясняет Джулиан Уайт, работавший осветителем на съемках фильмов „Марсианин“, „Полночное небо“ и „Убийство в Восточном экспрессе“. — Когда подбираешь локацию для ночной съемки, кто-то обязательно предложит „днем как ночью. Но это рискованно, потому что вы оказываетесь в зависимом положении от погоды. Если вы снимаете ночную сцену днем на улице, вам нужно, чтобы постоянно светило солнце. Иначе ваше освещение будет скакать. За этим относительно легко уследить в местах вроде Испании и Калифорнии, но сложно, если вы снимаете в Англии».

Один из главных вызовов для осветителей и операторов при такой съемке — это уследить, чтобы свет и тени выглядели одинаково во всех участках кадра, а лица актеров были освещены равномерно. «Сцены во тьме», снятые таким образом, могут выглядеть не самыми естественными, зато почти всегда получаются зрелищными и атмосферными. 

Некоторые режиссеры ценят технику «днем как ночью» за сюрреалистический синеватый эффект. 

В погоне за нужным антуражем кинематографисты часто используют самодельное и новаторское оборудование. Например, в фильме ужасов Джордана Пила «Нет» оператор Хойте ван Хойтема соорудил специальный штатив, позволявший одновременно снимать один и тот же план двумя разными камерами: широкоформатной, на которую запечатлевались ключевые элементы цветовой гаммы и текстуры, и сделанной на заказ инфракрасной.

кадр из фильма «Нет» / Universal Pictures

Самые яркие части кадров, заснятых на вторую камеру, позже инвертировали так, что они стали темными, почти неразличимыми. Получившиеся изображения совместили на стадии постпродакшена с материалами с широкоформатной камеры. В результате вышла одна из самых зрелищных картин с применением технологии «днем как ночью». Еще раньше Хойтема использовал такой же метод, чтобы создать контраст между практически черным небом и яркой поверхностью луны в научно-фантастической картине «К звездам».

«Днем как ночью» — это не один прием, а их совокупность.

Когда они срабатывают, зритель даже не задумывается о том, как создателям фильма удалось сделать ночь такой зрелищной и вместе с тем похожей на настоящую.

Впрочем, иногда в погоне за атмосферной картинкой режиссеры, операторы и VFX-дизайнеры явно перебарщивают. Так произошло в сериале «Дом Дракона». После просмотра седьмого эпизода второго сезона многие зрители жаловались, что им пришлось почти все время щуриться и вглядываться во мрак на экране.

Стриминговая платформа HBO оправдалась тем, что визуал — результат сознательных творческих решений авторов сериала, а жалобы на плохое освещение в соцсетях якобы составляли менее одного процента от всех постов об эпизоде. Но многих фанатов такой ответ разочаровал. А некоторые СМИ даже выпустили гайды, где объяснялось, как нужно настроить свой телевизор, чтобы удалось разглядеть если не самих Таргариенов, то хотя бы их драконов.