С волками жить: суды над вервольфами

Жизнь в средневековой Европе была полна невзгод и опасностей: повсюду колдуны, ведьмы, оборотни. Спасибо бдительным гражданам, гениальным сыщикам и справедливым судьям — общими усилиями они не дали погибнуть человечеству. Правда, людей погубили предостаточно.

Умение превращаться в животное, птицу, рыбу или насекомое — проработанная тема мировой мифологии. Сами боги оборачивались быками, медведями и прочим зверьем для собственного, преимущественно простого человеческого удовольствия, а смертные — чаще помимо воли и под воздействием чужих чар.

Первый случай принудительного превращения человека в волка описан в греческой мифологии — пострадал Ликаон, жестокий царь Аркадии. По одной из версий, правитель подал Зевсу к столу человечье мясо, и тот превратил злодея в волка, кровожадного, как и сам Ликаон. Кстати, имя наказанного царя весьма созвучно греческому λύκος — волк, от которого образовано слово ликантроп, то есть вервольф, волколак, человек-волк.

Ликаон превращается в обротня, отведав человеческого мяса

Public Domain


В Античности к оборотням относились со смесью уважения (как-никак, боги руку приложили) и страха, а в Западной Европе, особенно в Средние века, был один лишь страх. Тех, кого подозревали в оборотничестве, старались уничтожить, иначе ночью может напасть на человека или животное, а если укусит — станешь таким же!

Способность превращаться в волка называли ликантропией.

Сейчас термин используют для описания психического состояния, при котором человек утверждает, что он оборотень, или ведет себя как волк. С научной, да и просто логической точки зрения, страшные вервольфы были либо психически нездоровыми людьми, либо шарлатанами с талантом внушения, либо же вообще не демонстрировали странного поведения, а стали жертвой клеветы, востребованной в эпоху охоты на ведьм. Не понравилось, как поговорил с тобой сосед? Расскажи, что он вернулся домой поздно, да еще и с подозрительной раной на руке, вот и все дела. А под пытками он сознается в чем угодно, разве что хвост не отрастит. Немцы с особым усердием истребляли вервольфов, но до наших дней дошло больше свидетельств об успехах французов на этом поприще.

Под пытками вервольфы дали самые диковинные показания. 

Например, Бурго признался, что спутался с нечистым, когда искал овец. И что не раз посещал шабаш, там натирался волшебной мазью и превращался в волка. Следствие установило, что все трое, утратив человеческое обличье, поедали детей и активно вступали в интимную связь с волчицами, от которой получали такое же удовольствие, как от близости с женами. Подсудимых приговорили к казни.

akg / North Wind Picture Archive / East News

Жан Гренье

Этот случай — типичный пример слабого ума, как у доносчиков, так и у обвиняемого. В 1603 году во Франции выдалась холодная зима, оголодавшие волки чаще обычного нападали на людей и домашний скот. Их поведение стало предметом обсуждения для трех девушек.

Одна из них рассказывала, как сама чудом отбилась с помощью палки от странного рыжеватого волка с коротким хвостом. И тут подружкам на глаза попался мальчик довольно необычного вида: грязный, лохматый, с давно нестриженными ногтями, напоминающими когти. 

Как потом выяснится, он был подростком, но выглядел сущим ребенком, да еще и нес какую-то околесицу. Мол, он сын священника, ищет себе жену, а волков, о которых говорили девушки, вовсе не боится. Мало того, он сам умеет превращаться в волка и недавно загрыз собаку. Волчью шкуру и специальную мазь дал ему черный человек. Бдительные девушки сообщили информацию куда надо, и Жан Гарнье, так звали мальчика, отправился под суд.

Во время допроса парень от своих слов не отказывался, напротив, сообщал все новые и новые подробности. Правда, выяснилось, что отец его не священник, а нищий поденщик, мать умерла, сам он сбежал из дома и пытается заработать на хлеб, в том числе, нанимаясь пастухом. Судя по всему, истории о волках он услышал от хозяев, а неразвитый рассудок вместе с бурной фантазией породили байку о черном человеке и колдовстве. Несмотря на явное слабоумие, Жану грозила казнь. Но в итоге ее заменили пожизненным заключением в монастыре по причине очевидной ненормальности.

Жан Перель

Самая распространенная ситуация. О французском вервольфе по имени Жан Перель, казненном в 1518 году, известно не так много. На суде он признался, что превращаться в волка ему помогала особая мазь. Пока Перель описывал, как ее нужно готовить, несколько человек в зале потеряли от ужаса сознание. В итоге ликантропа Жана сожгли, а прах развеяли по ветру. Можно предположить, что и состав мази, и всю историю превращения подсудимый выдал под жестокими пытками, которым в Европе подвергали всех, кто внушал подозрение.

Жак Руле

А это история явно выдумана для того, чтобы напомнить: французский суд — самый компетентный и гуманный суд в мире. В 1598 году под раздачу попал нищий по имени Жак Руле, предположительно, слабоумный эпилептик.

Обвинение было построено на том, что Руле обнаружили рядом с изуродованным трупом подростка. Руки нищего были в крови, волосы растрепаны, да и весь вид в силу диагнозов вызывал серьезные подозрения. На суде Жак рассказал, что натерся мазью, подаренной родителями, а затем убил подростка, чтобы съесть плоть. Руле уверял, что его руки при этом превращались в волчьи лапы. В итоге суд проявил невиданное здравомыслие и вместо смертной казни заключил мужчину на два года в лечебницу для умалишенных.

Петер Штуббе

Это единственный в списке случай, произошедший в Германии, и, похоже, единственный, когда наказали того, кого надо (хотя и довольно строго). Петер Штуббе, в некоторых источниках фигурирующий как Петер Штумпф, жил в конце XVI века в Бедбурге. И вдруг горожане стали находить изуродованные туши своей скотины. А вскоре в овраге обнаружили и труп местного бездомного. У бедняги был раскроен череп и вырван позвоночник. Потом стали появляться детские и женские тела. По увечьям было понятно, что убийца — зверь, но не животное. Сыщики сошлись во мнении, что это вервольф. И вдруг следствию повезло: рядом со свежей жертвой злодей оставил четкий след. Такие же следы были видны и на дороге. Они вели к дому старосты прихода и, как показала экспертиза, принадлежали ему.

Примерный семьянин и добрый католик сознался, не дожидаясь пыток:

«Был грех, с юных лет испытываю тягу к крови и свежему мясу. Однажды, влекомый ею, убил корову. Потом еще и еще. Но вскоре этого стало мало. От убийства человека испытал неописуемый восторг и уже не мог отказать себе в этом удовольствии. И вот я здесь».

Казнь Петера Штуббе

Public Domain

Все это звучало настолько неправдоподобно, что его решили попытать, и только тогда узнали правду: Штуббе, он же Штумпф, он же вервольф, в 12 лет заключил сделку с дьяволом, и тот подарил ему пояс, позволяющий оборачиваться волком. На вопрос, почему пояс не обнаружили при обыске, ответил, что нечистый забрал его обратно. Следствие передало дело в суд, приговор вынесли и привели в исполнение. Уцелевшие части тела казненного сожгли, прах развеяли, голову водрузили на высокий шест в знак неизбежности правосудия. Гибель скота и людей в городе прекратилась.