Вторичное потребление постепенно становится трендом. Забирать то, что «отдам даром», приобретать то, что «успей купить», из признака бедности или скаредности превращается в показатель сознательности. Где граница между маргинальным и идейным?
Противники общества потребления существуют столько же, сколько и само это общество. Когда первый человек отодвинул от себя тарелку с недоеденной кашей и сказал «больше не хочу, мне бы чего другого», все, кто это видел, насторожились. Одни начали потирать руки, думая, как бы нажиться на его растущих потребностях, остальные — чесать затылок, соображая, чем это может обернуться.

picture alliance / Getty Images
Со временем у многих появилось ощущение, что богатство делает жизнь беднее, отвлекает человека от чего-то более важного и интересного, чем стремление приобрести то, что у всех, и еще больше. Покупать товары не по необходимости, а для морального удовлетворения, признавать масштаб индивидуального потребления показателем размаха личности некоторые сочли глупым и даже опасным.
Кого-то возмутило то, что по одежке встречают и чествуют, и он наконец решил высказать формирующемуся миропорядку свое «фэ». С этого «фэ» и начинается набирающий в наши дни популярность фриганизм.
Можно назвать это движением. А можно — жизненной стратегией или философией.
Зависит от степени погруженности. Одни ограничиваются тем, что меньше покупают. Другие просто игнорируют атрибуты успеха. Третьи, самые активные, плюс к перечисленному пытаются спасти вещи и продукты от преждевременного уничтожения, а планету — от захламления. Всех этих людей и принято называть фриганами.


Один из фриганских «Мусорных туров», проходящих в Нью-Йорке с 2015 года
Carolyn Cole / Getty Images
Уоррен Оук
Marc Broussely / Getty Images
В 1990-х барабанщик рок-группы Against Me! Уоррен Оукс не только придумал этот термин, но и сформулировал, что он означает. Оукс сложил два английских слова — free (бесплатный) и vegan (абсолютный вегетарианец) — в одно. Но оно потребовало дополнительных пояснений.
Первая его часть (бесплатность, она же свобода) объясняет почти 90 % жизненной позиции фриганов. А вот vegan имеет к этим людям опосредованное отношение. Отказ от мяса для них не самое главное. Как пишет сам Уоррен: «Веганство — хороший первый шаг, но разве вас беспокоят только животные?»
Он раскрывает тему в своей самиздатовской брошюре «Почему фриган?»:
«Есть два варианта существования: 1) тратить свою жизнь, работая ради денег на ненужные вещи и помогая разрушать окружающую среду, или 2) жить полной и радостной жизнью, время от времени копаясь в мусоре или развивая свои навыки самодостаточности, чтобы добыть еду и вещи, необходимые для счастья, при этом бережно относиться к земле, исключить отходы и бойкотировать всё».
Таким образом, со слов Оукса получается, что это антипотребительская этика в отношении еды, которая призывает придерживаться определенных принципов: беречь природные ресурсы, не тратить жизнь на бесконечное зарабатывание денег.

picture alliance / Getty Images
В бытовом поведении это означает: пользоваться тем, что несознательные сограждане выбрасывают, забирать недоеденную пищу в ресторанах, кафе и пр., заниматься садоводством и огородничеством, отказаться от транспорта с двигателем внутреннего сгорания, экономить воду и электроэнергию, по возможности селиться в пустующих зданиях.
Очень условно фриганизм можно назвать учением, а всякое учение неизменно сталкивается с ревизионизмом.
Так представители зародившегося в Германии движения — фудшеринг — считают фриганов субъективными индивидуалистами и хотят сделать некоторые их принципы массовыми, сторонников — организованными, в идеале — вывести все на законодательный уровень.
Если фриганы, грубо говоря, спасают вещи и продукты, попавшие на свалку, то фудшереры стремятся сделать так, чтобы все это на помойки не попадало. Их тревожит то, что около 20 % производимого в мире продовольствия отправляется на свалки. В России это почти 90 кг в год на человека. Магазинам дешевле выбросить продукты, чем организовать проверку их качества и раздачу нуждающимся.


Станция фудшеринга
picture alliance / Getty Images
Коммунальный ящик с едой
SOPA Images / Getty Images
Фудшереры ратуют за системное решение вопроса. Они предлагают наладить механизмы перераспределения. На законодательном уровне обязать предприятия делиться лишним. Продумать бизнес-модели, которые сделают такой «шеринг» выгодным. Убедить частных лиц отдавать то, что им не требуется, нуждающимся. Создать для этого удобные и доступные сервисы.
В основе идея у обоих движений общая, но парадокс в том, что, если фудшеринг добьется своего, он станет могильщиком фриганизма. Во всяком случае, по части пищевых продуктов.










