Сливки общества на борту «Титаника»

Истории богатейших пассажиров «Титаника» — финансистов, дизайнеров и владельцев универмагов, которые оказались в центре самой известной катастрофы XX века, лишний раз подтверждают заезженную максиму, что не в деньгах счастье.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года британский трансатлантический пароход «Титаник» затонул в водах Северной Атлантики. Это был его первый рейс. Столкновение с айсбергом стало началом одной из самых известных трагедий XX века. На борту находились более 2200 человек, среди них — представители самой обеспеченной части американского общества, купившие места в каютах первого класса. Для многих это путешествие должно было стать праздником, но их истории вплелись в историю катастрофы.

Самым богатым пассажиром корабля был финансист Джон Джейкоб Астор IV. 

Наследник одного из крупнейших состояний Америки и правнук основателя династии, заработавшей миллионы на торговле мехом и недвижимостью, в 47 лет он являлся фигурой, о которой знали все, но в центре внимания оказался из-за личного скандала — после многолетнего брака, имея взрослых детей, он развелся и женился на 17-летней Мадлен Талмадж Форс, в которую влюбился без памяти.

Джон Джейкоб Астор IV с молодой женой Мадлен

Выпуск газеты «The New York Herald» с сообщением о гибели «Титаника»

«Титаник» должен был доставить их домой после медового месяца, прерванного новостью о беременности Мадлен. Молодая жена спаслась вместе со служанкой и медсестрой, а муж погиб.

Через четыре месяца Мадлен родила сына и дала ему полное имя отца. Тело Астора нашли. В протоколе значилось: «мужчина лет пятидесяти, светлые волосы, усы, синий костюм, золотой ремень, бриллиантовое кольцо и бумажник с наличными».

Одной из самых известных пассажирок стала Маргарет Браун, вошедшая в историю как «непотопляемая Молли». 

Она родилась в бедной семье, но вместе с мужем разбогатела случайно, обнаружив золотую жилу на своем участке. Маргарет говорила на пяти языках, активно занималась благотворительностью, выступала за права женщин и даже баллотировалась в Конгресс США за восемь лет до того, как женщины получили право голоса. Она оказалась на «Титанике», решив прервать поездку по Европе из-за болезни внука.

Когда корабль столкнулся с айсбергом, Маргарет помогала пассажирам размещаться в шлюпках, и сама села только после настойчивых уговоров. Уже в лодке она требовала вернуться за людьми. В Нью-Йорке она не сошла с борта «Карпатии», пока не убедилась, что каждый спасенный получил помощь и нашел родных. Позже она организовала сбор средств для малоимущих спасенных.

Маргарет Браун и сэр Артур Генри Рострон, капитан корабля «Карпатия», спасшего выживших пассажиров «Титаника»

Исидор и Ида Штраус

Среди пассажиров первого класса были пожилые супруги Исидор и Ида Штраус — владельцы сети универмагов Macy’s. Их брак считался образцом семейной гармонии: семеро детей, долгие годы вместе, полное взаимопонимание. Когда стало ясно, что мужчин в шлюпки не пускают, Ида отказалась спасаться без мужа. Вместо себя она посадила в лодку горничную и передала ей свое меховое манто, сказав, что оно «ей больше не понадобится». Исидор и Ида остались на палубе вместе и, по воспоминаниям очевидцев, погибли, держась за руки.

Истории многих пассажиров стали легендами, но не все они были героическими. 

Среди спасшихся в числе первых была леди Люси Дафф-Гордон — известный модельер эдвардианской эпохи и владелица бренда Lucile, который первым сделал нижнее белье и вечерние платья частью высокой моды. Ее клиентками были звезды немого кино, модные дома Lucile располагались в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и Чикаго.

спасательная шлюпка с пассажирами «Титаника»

леди Люси Дафф-Гордон

 В ночь катастрофы леди Дафф-Гордон с мужем спаслась на шлюпке, рассчитанной на сорок человек, но в ней находились лишь двенадцать. Это вызвало громкий скандал: их обвинили в том, что они покинули корабль слишком рано, оставив других погибать. Хотя судебного приговора не последовало, репутация модельера оказалась серьезно подорвана.

Трагедия показала, что статус и деньги не гарантируют безопасность. На борту находились одни из самых богатых людей своего времени, но большинство из них не пережили ночь 15 апреля 1912 года. Их истории до сих пор напоминают о том, что катастрофа не только унесла жизнь пассажиров, но и пошатнула представления общества о безопасности, классовых привилегиях и власти денег.

Все фото: Public Domain