Конгресс фриков: необычные артисты «Величайшего шоу»

Американский фотограф Эдвард Дж. Келти в начале XX века запечатлел один из самых известных составов Congress of Freaks — шоу объединенного цирка Ringling Bros. and Barnum & Bailey. Этот снимок стал частью документальной серии, которую Келти создавал для гастролирующих трупп, и сегодня хранится в музейных коллекциях как визуальное свидетельство эпохи сайдшоу.

Edward J. Kelty / The New York Public Library

В 1924 году фотограф Эдвард Дж. Келти приехал в туровую локацию Ringling Bros. and Barnum & Bailey Combined Shows — и снял Congress of Freaks. Это был официальный термин цирковой индустрии для «сборной команды» артистов сайдшоу: людей с необычными телами, внешностью или талантами, которые выступали между главными номерами.

Келти, бывший владелец фотоателье на Манхэттене, с 1920-х стал главным хроникером американских бродячих цирков. Он снимал их в полный рост, фронтально, с симметрией, как классические семейные портреты.

Только «семья» здесь включала гигантов, лилипутов, бородатых женщин, людей с редкими заболеваниями, экзотическими костюмами и редкими инструментами.

К этому моменту Ringling Bros. и Barnum & Bailey уже пять лет выступали как объединенное шоу. После смерти Финеаса Тейлора Барнума в 1891 году его компания осталась под брендом, который позже выкупили Ринглинги. В 1919-м два цирковых гиганта объединили труппы, маршруты и инфраструктуру, чтобы гастролировать как единое «Величайшее шоу на земле» — именно этот слоган и стоял на афишах.

На фотографии 1924 года — почти тридцать человек. 

Передний ряд занимают самые узнаваемые участники: гиганты в сшитых на заказ костюмах, рядом с ними — «самый маленький джентльмен» в смокинге и цилиндре. По бокам — женщины, чьи фигуры выходили за привычные стандарты, и артисты с музыкальными инструментами.

Второй ярус — акробаты, исполнители в «племенной» и театральной одежде, лилипуты, мужчины с необычной прической и ростом выше двух метров. Композиция выстроена так, чтобы каждый был виден, но центр тянет на себя высокий мужчина в сапогах до бедер — визуальная ось кадра.

Снимок был сделан в гастрольный сезон — подпись «Season 1924» внизу фиксировала его как часть годовой документальной серии. Келти печатал такие фотографии большого формата (примерно 30×50 см) и продавал их самим артистам, менеджерам и коллекционерам.

Сегодня этот кадр хранится в Tibbals Circus Collection в Музее Ринглинга во Флориде и оцифрован в коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. Он считается одной из самых известных групповых постановок Congress of Freaks, показывающей, каким было американское сайдшоу в расцвет 1920-х.