Три «Оскара» Чарли Чаплина: почему Киноакадемия обделила легенду

Жизнь этого гения овеяна мифами. Но и правда о нем оказалась не менее поразительной. На примере отношений Чаплина с Киноакадемией рассказываем, как складывалась его жизнь в США, откуда его выдворили, и работа в Голливуде, в котором он прославился.

Keystone / Getty Images

Несмотря на всемирную славу и народное признание актера, Американская киноакадемия не была к нему особо щедра. Более того, по мере того как росла популярность Чаплина, росло и недовольство им со всех сторон: коллег, индустрии и спецслужб. О последнем расскажем отдельно. Сперва зафиксируем досадное: в копилке Чарли Чаплина, едва ли не самого успешного и значимого кинематографиста Золотой эры Голливуда (с появления звукового кино в 1927 г. по 1948 г.), всего три «Оскара». И все они скорее напоминают смесь издевки с попыткой принести извинения за «доставленные неудобства». А их в жизни Чаплина было немало.

Статуэтки ему вручали в следующей последовательности. В 1929 году он получил первый почетный «Оскар» с формулировкой «за универсальность и гениальность актерского, сценарного, режиссерского и продюсерского мастерства в создании картины „Цирк“». Спустя полвека, в 1972 году, Чаплина наградили вторым почетным «Оскаром» с сопутствующим комментарием «за огромное влияние, которое он оказал на процесс превращения кинематографа в искусство XX века». А годом позже Чарльз разделил свою третью награду с аранжировщиками Рэем Рашем и Ларри Расселлом за создание музыки к «Огням рампы», вышедшим за два десятилетия до этого — в 1952-м. Так получилось, потому что до 1972-го фильма не было в официальном американском прокате, — а это необходимое условие, чтобы попасть в оскаровские номинации. Справедливость востолишь в 20-ю годовщину картины.

Чарли Чаплин был британским подданным, но наибольший интерес к нему проявляли американские спецслужбы. Еще в 1920-х, работая и живя в Америке, он не скрывал своей симпатии к социализму, воспеваемому в молодом Советском Союзе. Не сказать, что Чаплин был коммунистом (в этом он никогда публично не признавался), но идеи всеобщего равенства казались ему верными и справедливыми.

Его коллега Бастер Китон делился воспоминаниями: актер в личной беседе восхищался социалистическими ценностями и стремлением уравнять всех в правах, избавить от бедности и классовой разобщенности. «Чего я хочу, так это чтобы у каждого ребенка было достаточно еды, обуви и была крыша над головой», — пылко заявлял Чаплин.

Отношение режиссера к советской мечте объясняется просто: Союз только появился, его идеальные принципы еще не были дискредитированы правящей партией, а сам Чаплин был человеком увлекающимся. Кто-то предлагает всеобщую справедливость? Как такое не поддержать. При этом политической активностью Чаплин не отличался: тот же Китон был уверен, что он не особо разбирался в политике, а свой «голос» всегда отдавал искусству, которому честно служил.

Но если в 1920-х увлеченность Чаплина идеями социализма скорее удивляла, то с наступлением эпохи маккартизма в США (с конца 1940-х по 1957 годы), провозгласившего активную борьбу с коммунизмом, им открыто заинтересовались спецслужбы. Главным «охотником» за знаменитостью стал возглавивший ФБР Эдгар Гувер. Именно с его подачи за режиссером установило слежку не только федеральное бюро расследований, но и их заокеанские коллеги — британская MI5. Совместно им удалось запустить процесс выдворения опального кинематографиста из США.

Дело было так: в 1952 году Чаплин отправился в Лондон на мировую премьеру упомянутых выше «Огней рампы». За это время Гувер сумел добиться от иммиграционных властей запрета на въезд режиссера обратно в Америку — тот вмиг лишился своего дома и впоследствии обосновался с семьей в Швейцарии. Такое отношение властей, выискивающих «предателей» в рядах самых уважаемых кинодеятелей (а досталось в эпоху маккартизма и другим звездам: от Далтона Трамбо и Говарда Коха до Леонарда Бернстайна), фактически «схлопнуло» голливудскую карьеру Чаплина.

Финал оказался довольно прискорбным: один из самых выдающихся и значимых людей в истории кино, по сути, был обделен Американской киноакадемией, и ему оставалось довольствоваться лишь тремя «утешительными» «Оскарами», два из которых были вручены Чаплину за несколько лет до его смерти в 1977 году. При этом Академия не отметила его ни в одной из почетных категорий, таких как «Лучший режиссер», «Лучший сценарий» или важнейшая — «Лучший фильм».