Купец, открывший аристократам глаза на искусство

Как текстильный магнат Сергей Щукин дорисовывал картины Матисса, становился бедуином и, покупая то, что ему не нравится, собрал, пожалуй, самую дорогую в мире частную коллекцию живописи. 

РИА Новости

Как правило, всю пошлость, весь китч и все понты дореволюционной России связывают с купечеством. Рояли, наполненные шампанским, блюда с голыми девицами, хождение по «оливье» и т. д., и т. п. Психологический портрет такого купца очень ясно складывается из зарисовки Гиляровского:

«Один, например, пьет мрачно по трактирам и притонам, безобразничает и говорит только одно слово:

— Скольки?

Вынимает бумажник, платит и вдруг ни с того ни с сего схватит бутылку шампанского и — хлесть ее в зеркало. Шум. Грохот. Подбегает прислуга, буфетчик. А он хладнокровно вынимает бумажник и самым деловым тоном спрашивает:

— Скольки?

Платит, не торгуясь, и снова бьет…»

Таким же проявлением купеческой экстравагантности, потрясанием мошной считалось собирательство современного западного искусства. И в этом разгуле никто не мог соперничать с купцом 2-й гильдии Сергеем Ивановичем Щукиным.

Культурные люди, тот же академик И. Е. Репин (казак по происхождению), сильно критиковали купчину и всю его коллекцию:

«Самые последние мод­ники висят у него в кабинете, но, как только они начинают на фран­цузском рынке заменяться новыми именами, их тут же передвигают дальше, в другие комнаты. Движение постоянное. Кто знает, какие имена висят у него в ванной? […] Бесформенный, грубый и наглый Матисс, как и дру­гие, отойдет на вто­рой план. […] Мне хочется поскорее уйти из это­го дома, где нет гармонии жизни, где властвует новое платье короля». Сам Сергей Иванович охотно поддерживал такое мнение о себе как о неотесанном спекулянте: «Хорошие картины дешево стоят», — любил повторять он, потирая руки.

Забавно, но именно предрассудки и условности не позволяли аристократам заниматься подобным коллекционированием. Они не могли внести в свой дом то, что в образованной Франции вызывало насмешки и недоумение: творения Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо. Позволить себе такую роскошь, как заявить во всеуслышание: «Сумасшедший писал — сумасшедший купил», мог только русский купец.

Поль Гоген
Великий Будда, 1899


Wikimedia

Поль Гоген
А, ты ревнуешь? 1892

Поначалу Щукин собирал работы разных мастеров западной живописи, но постепенно сосредоточился на импрессионистах. В 1898 году в его собрании появились Клод Моне и Камиль Писсарро. В выборе картин для своей коллекции он руководствовался не авторитетным мнением специалиста, не полученными знаниями в области искусства, а собственным вкусом и интуицией. Возможно, поэтому его так привлекали именно импрессионисты: в силу специфики текстильного бизнеса у него было уникальное чувство цвета.

Кроме того, как утверждают современники и исследователи, у всего семейства Щукиных был особый нюх на шедевры. «Мы посмотрим на любой рисунок, картину и не можем сразу определить, но чувствуем — настораживаемся», — говорил об этом старший брат коллекционера Дмитрий. Дочь Сергея Ивановича графиня Екатерина Келлер рассказывала, как он делал выбор: «Если отец испытывал при взгляде на картину необъяснимое возбуждение, доходившее до нервной дрожи, то он брал работу, не раздумывая».

Купив за 5 лет более 50 полотен символистов и импрессионистов, Щукин заинтересовался работами Гогена, Сезанна, Ван Гога. «Что должен был вынести этот человек за свои „причуды“? — задавался вопросом А. Н. Бенуа. — Годами на него смотрели как на безумного, как на маньяка, который швыряет деньги в окно и дает себя „облапошивать“ парижским жуликам. Но Сергей Иванович Щукин не обращал на эти вопли и смехи никакого вни­мания и шел с полной чистосердечностью по раз избранному пути».

Клод Моне
Белые кувшинки, 1899


Wikimedia

Винсент ван Гог
Портрет доктора Феликса Рея, 1889

Правда, однажды он решил не то что свернуть, а навсегда уйти с «избранного пути». В 1907-м, после смерти жены, Щукин завещал коллекцию городу и отправился в Синайскую пустыню. Он твердо решил «прожить так, как жили 2000–3000 лет до Р. Х. […] Все внешние условия нашей жизни, вся наша так называемая культура должна быть оставлена и забыта». (Цитата из его дневника)

К счастью для культурной России, этот период в жизни собирателя длился недолго: «Когда бедуину нечего есть, он кладет себе камень на живот и не чувствует голода. Нет, мне это не по силам. Мои удовольствия другого рода. Я с наслаждением слушаю музыку Скрябина, читаю Валерия Брюсова, смотрю картины Мориса Дениса. Нет! Нет! Назад в Европу, в мой культурный, тонкий, изящный мир! Но как вырождает нас культура! Какой мы сравнительно слабый народ, физически, пожалуй, и нравственно».

Он вернулся в Москву. К своей новой любви — Анри Матиссу. В 1909-м Щукин заказал художнику огромные панно с обнаженными фигурами — «Танец». По тем временам это — невероятно смело. Но еще смелее было вывесить его в своем дворце на парадной лестнице. Это говорит о том, как сильно он верил, что за живописью Матисса будущее. Напомним: при всей отваге и убежденности в собственной правоте Щукин щадил чувства и взгляды гостей, поэтому самые одиозные картины держал в кабинете.

«Будут кричать, смеяться, но поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть, время сделается моим союзником и в конце концов я одержу победу», — написал он художнику. А тот ответил: «Требовалась смелость написать панно, но требовалась и отвага купить».

Анри Матисс
Музыка, 1910


Wikimedia

Вместе с «Танцем» Сергей Иванович приобрел «Музыку» — панно настолько откровенное, что даже сам испугался и чуть-чуть подправил картину: кое-что пририсовал флейтисту. Когда в дом Щукина приехал погостить автор, хозяин очень переживал, что его кощунственный поступок станет причиной большого скандала. Но обычно резкий в суждениях и категоричный Матисс, видимо, был настолько умаслен роскошным приемом, что деликатно произнес: «Фиговые листочки, в сущности, ничего не меняют».

В 1909-м Сергей Иванович купил (о, ужас!) картину Пикассо. «Щукин именно не просто швырял деньгами, не просто покупал то, что рекомендовалось в передовых лавочках. Каждая его покупка была своего рода подвигом, связанным с мучительным колебанием по су­ще­ству. […] Щукин не брал то, что ему нравилось, а брал то, что, ему ка­залось, должно нравиться. Щукин с какой-то аскетической методой […] воспитывал себя на приобретениях и как-то силой проламывал преграды, которые возни­кали между ним и миропониманием заинтересовавших его мастеров», — читаем у того же А. Н. Бенуа.

Сам Щукин так описывал свои отношения с шедеврами: «Очень часто картина с первого взгляда не нравится, отталкивает. Но проходит месяц, два — ее невольно вспоминаешь, смотришь, смотришь. И она раскрывается». И еще: «Я повесил „Даму с веером“ неподалеку от входной двери, по пути в столовую. Я проходил по коридору каждый день и невольно бросал на нее взгляд. Через время это стало входить в привычку. Прошел месяц, и я стал осознавать, что, не взглянув на картину, чувствую себя за обедом не по себе, мне чего-то не хватало.

Я стал глядеть на картину дольше: у меня было ощущение, будто я набрал в рот куски битого стекла. И вместе с тем я стал смот­реть на нее не толь­ко при обе­де, но и в дру­гое вре­мя. И вот, в один день я ужаснулся — я почувствовал в картине, несмотря на то, что она бессюжетная, какую то особенную силу, власть. Я ужаснулся, так как все остальные картины моей галереи стали вдруг казаться скучными — мне не захотелось больше их видеть. Я уже чувствовал, что не могу жить без него, Пикассо, и купил еще. Он овладел мной, словно гипноз или магия, и я стал покупать картину за картиной».

Анри Руссо
Заклинательница змей, 1907


Wikimedia

По всем трудам, посвященным великому собирателю, кочует фраза: «Сергей Иванович жаловался, что, оставаясь наедине с картинами, ненавидит их, борется с собой, чуть не плачет, ругает себя, что купил, но с каждым днем чувствует, как они все больше и больше „одолевают“ его». В 1912 году Щукин в очередной раз удивил всех. Он привез в Москву работы Анри Руссо. Коллекционер опять предугадал будущий тренд: наивное искусство. Последними его приобретениями стали полотна Андре Дерена.

Подход Щукина к живописи можно понять на очень простом примере. Он и И. А. Морозов собирали свои коллекции в одно и то же время. Они покупали картины одних и тех же мастеров. Но это были совершенно разные картины. Щукин выбирал самые радикальные работы. Именно поэтому за бортом его коллекции остались целые периоды творчества Пикассо, в ней — только самые дерзкие произведения.

По мнению искусствоведов, Морозов представлял французскую живопись после импрес­сиониз­ма как эволюцию, Щукин — как революцию. Его коллекция противоречила устоявшимся понятиям о гармонии, она в те годы противоречила самой традиции русской живописи. И в отличие от Морозова Щукин сделал свою коллекцию общедоступной.

«В галерее с утра толпились ученики Школы живописи и ваяния, критики, журналисты, любители и молодые художники, — пишет в своей книге „Художник в ушедшей России“ князь С. Щербатов. — Тут Сергей Иванович выступал уже не в качестве хозяина, а в качестве лектора и наставника […] просвещающего Москву, знатока и пропагандиста. […] Перед холстами художников крайнего течения молодежь стояла разинув рты, похожая на эскимосов, слушающих граммофон. Щукинские лекции и восторженные пояснения новых веяний живописи Парижа имели последствием потрясение всех академических основ преподавания в Школе живописи, да и вообще всякого преподавания и авторитета учителей; и вызывали бурные толки, революционировали молодежь».

Взгляды Сергея Ивановича были настолько прогрессивны, что обогнали время в России на полвека: несмотря на то, что все революционное, пролетарское изобразительное искусство, можно сказать, вышло из его коллекции, сама коллекция после эмиграции Щукина оказалась ненужной и пылилась в запасниках до 1953 года.

В заключение несколько слов о в буквальном смысле ценности вклада русского купца в искусство. В 2018 году на торгах Сhristie’s все картины, которые Рокфеллеры собирали более ста лет, были проданы за $ 830 млн. Коллекция Сергея Щукина, собранная за 20 лет (а это в том числе 256 произведений импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и кубистов), оценивается в $ 5 млрд.