В семье не без урода: чему тут раньше радовались?

Сегодня эта фраза звучит как ироничное замечание о том, что кто-то из наших родственников, мягко говоря, выделяющийся. Однако изначально это выражение имело совершенно иное значение, связанное с древнеславянскими представлениями о рождении детей.

Слово «урод» происходит от древнерусского «уродъ», что означало не кого-то неудачного, а, наоборот, — «красивого», «хорошо сложенного». Это связано с корнем «род» — тот же, что в словах «рождение», «родина», «природа». А приставка «у-» обозначала превосходную степень. То есть «урод» — это «тот, кто получился особенно хорошим в роду». В некоторых источниках это слово использовалось как синоним удачного первенца. Именно поэтому в славянской культуре его иногда называли «уродом», вкладывая в это слово не обиду на судьбу, а благодарность ей.

Государственный Русский музей

Важно понимать: в традиционной славянской культуре семья без детей считалась неполной. Даже не то что неполной — несуществующей как род. Муж с женой без детей — это не род, а только зачаточная форма. Появление первого ребенка — особенно мальчика — было не только радостью. Семья начинала развиваться, а родовые духи получали точку опоры в мире живых.

Первенец — это не просто человек. Это мостик между поколениями, доказательство, что цепь не прервалась. Поэтому так много заговоров, колыбельных и оберегов связаны с первыми детьми. Их прятали, скрывали, долгое время не называли по имени. Потому что знали: сначала мир должен привыкнуть к новому «уроду».

Но в игру вступила языковая ирония. Постепенно, к XVI–XVII векам, смысл слова начал сдвигаться. В культуре, где многое строится на противопоставлении, «урод» стал использоваться для обозначения «выделяющегося» — в том числе в негативном плане. А если добавить к этому церковные реформы, переводы с греческого и латинского, где monstrum («чудо, диво» — лат.) и monster («чудовище» — англ.) уже давно означают одно и то же, то лингвистический парадокс готов.

Пословицы закрепили иронию: «в семье не без урода» стало означать не то, что «семьи не бывает без первенца», а что «в каждой семье есть кто-то, кто выбивается из общего ряда». Это мог быть шут, изгой, чудак или просто тот, кто не укладывается в стандарт.