Морской волк: неоконченная кругосветка Джека Лондона

Весной 1907 года писатель завершил постройку 13-метрового двухмачтового парусного судна под названием «Снарк», снарядил небольшой экипаж и отправился на 6 лет бороздить морские просторы. По крайней мере, именно таким был изначальный план.

«„Снарк“ пустился в путь без опытного моряка. Мы прошли Золотые Ворота 23 апреля и направились на Гавайские острова, лежащие на расстоянии двух тысяч ста морских миль по прямому направлению. Результат был нашим лучшим оправданием», — так американский писатель начинает рассказ об отплытии в автобиографической повести «Путешествие на „Снарке“». Оно было по-настоящему долгожданным: около двух лет Лондон вместе со своей женой Шармэйн готовились к этому дню, отложив в сторону проект строительства дома и развития семейного ранчо. Вдохновением для них послужила книга Джошуа Слокама «Один под парусом вокруг света».

The Huntington Digital Libabrary

Wikimedia

Строительство кеча на одной из верфей в Сан-Франциско отняло больше всего времени. Лондон, по чертежам которого проводились работы, не имел опыта в этом деле, хотя с юности увлекался морем. В итоге вместо запланированных 7 тысяч долларов на все дело ушло около 30 тысяч — баснословная сумма даже для писателя, уже опубликовавшего «Зов предков» и «Белый клык». Несмотря на то что дата отплытия постоянно откладывалась, в само путешествие он отправился до завершения отделочных работ на судне, доделывать все пришлось уже в процессе. Экипаж «Снарка» — это сам Джек, который начал изучать навигацию только в процессе, Шармэйн и еще четыре человека, среди которых был капитан корабля, повар и юнга.

Четкого плана у команды не было. Единственной точкой на карте, которую определили заранее, стал Гонолулу — столица штата Гавайи. Все остальное решалось прямо на месте: Лондон хотел обойти Южные моря, посетить Австралию, Новую Зеландию и Тасманию, Суматру и Борнео, а после двинуться севернее — к Японии, Корее и Индии. Однако полностью пройти маршрут не удалось: проблемы начались практически сразу. Пять месяцев путешественникам пришлось провести на Гавайях, поскольку паруснику требовался ремонт. Оказалось, что при его строительстве допустили несколько серьезных ошибок: палуба протекала, в бортах нашлись трещины, двигатель был поврежден еще в момент спуска на воду, а трубы в ванной комнате быстро пришли в негодность. 

The Huntington Digital Libabrary

Во время своего незапланированного отпуска Лондоны исследовали окрестности, гуляли по национальному парку Халеакела и осваивали серфинг. Когда же пришло время оставить острова и отправиться дальше, часть экипажа поменялась. Обновленная команда вышла в воды Тихого океана: Гавайи сменились Маркизскими островами, а те — Таити, Бора-Бора, Фиджи, Самоа и Соломоновыми островами. Последние и стали причиной, положившей конец кругосветке. Там Лондон подхватил фрамбезию — тропическую бактериальную инфекцию, из-за которой на коже начали появляться открытые язвы. Без профессионального лечения справиться было невозможно — пришлось срочно отплыть в Австралию, где он провел пять недель под наблюдением врачей. А 8 апреля 1909 года Джек и Шармэйн оставили Сидней, чтобы вернуться домой в Калифорнию.