Да и черт с ним: жуткие существа славянской мифологии

Кто в фольклоре проживает на дне морском, а кто — под полом дома своих же родственников. И в отличие от безобидного (на первый взгляд) домового может выкосить всю деревню или украсть и подменить новорожденного ребенка. 

Упырь

Упырь

Вампир, вурдалак, стрыга, стригой, кровосос… У него много имен и обличий. Упырем в славянской культуре называли заложенного покойника (тот, кого по каким-то причинам не могут похоронить на кладбище), встающего по ночам из могилы и жаждущего крови — как людской, так и крупного рогатого скота. Еще упыри вызывали засухи и неурожай. 

Упырем мог стать самоубийца, колдун, некрещеный человек, богоотступник. А также умерший насильственной смертью или ставший жертвой живого покойника. Спастись от кровопийцы можно — нужно лишь проткнуть его грудь осиновым колом. Но был способ надежнее — например, сожжение.

Игоша

Игоша

Неупокоенная душа ребенка — как мертворожденного, так и умершего во младенчестве. И если язычники считали такую смерть неправильной, потому что дети не смогли прожить положенный им срок, то после принятия христианства славяне сфокусировались на его некрещенности. Это означало, что он не получит христианского спасения, а его душа попадет к нечистой силе (да и сам он станет демоном).

Хоронили таких детей на перекрестках, под деревьями или под полом дома собственной семьи. Считалось, что по ночам они жалобно плачут, кричат и молят о крещении. 

Услышавший просьбу должен оторвать кусок своего подола или рукава, бросить в сторону крика, осенить крестным знамением и сказать: «Если ты пан, то будь Иван. А если ты панна, то будь Анна». Став «крещеным», дух находил покой.

Если за семь лет никто так и не окрестил душу, то она навсегда оставалась во власти злых сил и становилась демоном, вынужденным терроризировать матерей и детей. Женщинам ни в коем случае нельзя было откликаться на голос игош, чтобы не заболеть и не умереть в муках.

Коровья смерть

Коровья смерть

Славяне верили, что у крупного рогатого скота есть свой «собиратель душ». Как правило, появлялся он в день Агафьи Коровницы (святая, считается покровительницей коров) в образе старой изуродованной женщины с руками-граблями. Сама зайти в деревню она не могла, ее обязательно должны были «принести с собой» — либо случайные прохожие, либо приезжие, либо ведьмы и колдуны.

В отличие от людской, Коровья смерть забирала с собой скотину не выборочно (которой, например, пришел срок умирать), а всю, поэтому крестьяне проводили специальные обряды, чтобы выгнать старуху. Например, закапывали живьем кошку, собаку, петуха или саму корову. 

Богинки

Богинки

Демонические существа обитают группами близ водоемов летом, а зимой прячутся глубоко под водой (что не мешает им бесчинствовать). Обычно их представляют в виде высоких и худых безобразных старух с седыми волосами, вздутыми животами и странными ногами — куриными, собачьими или гусиными. Стать богинкой могла как заложенная покойница — самоубийца, клятвопреступница, так и мать-детоубийца.

Главной мишенью для таких демонов были беременные женщины, а также дети, которых богинки похищали и подменяли, а затем превращали либо в подобных себе, либо в своих духов-рабов.

Все фото: Wikimedia