«Амаргоса»: короли, шуты и монахи в Долине Смерти

Посреди пустыни Мохаве, одного из самых безжизненных мест на земле, стоит оперный театр. На его стенах — придворные. Внутри — танцы и представления, которые смотрит пара зрителей. И все же «Амаргоса» живет. Это странное место, существующее по прихоти судьбы.

В 1967 году нью-йоркская танцовщица и художница Марта Беккет вместе с мужем путешествовала по Долине Смерти в Калифорнии. У их трейлера лопнула шина, и пара остановилась в местечке Дет-Вэлли-Джанкшн для ремонта. Это был город-призрак: когда-то здесь работал рудник, теперь жили всего 4 человека. Прогуливаясь по улочкам, Марта заметила здание из кирпича-сырца в испанском колониальном стиле. Заглянув в пролом, она поняла, что перед ней заброшенный театр. 

«Глядя в крошечное отверстие, я отчетливо ощущала, что вижу вторую половину себя. Здание словно говорило: „Возьми меня… сделай что-нибудь со мной… я дарю тебе новую жизнь“», — вспоминала она позже.

Марта взяла в аренду это помещение и превратила в собственный оперный театр. Она нарекла его Amargosa — в честь старого названия города — «горький» на испанском. Художница восстановила театр и начала давать в нем концерты. Три раза в неделю, строго в 20:15. Иногда в зрительном зале было всего два человека. Иногда — никого. Но она продолжала делать это десятилетиями.

Первое представление состоялось в феврале 1968-го, тогда 12 человек наблюдали за тем, как 43-летняя Беккет танцует на пуантах. С тех пор были даны тысячи концертов. Марта выступала с пантомимой и танцами, позже появился рояль. Но самое странное здесь — это фрески. 

В какой-то момент Беккет поняла, что добиться аншлага — гораздо проще, чем кажется. Надо нарисовать зрителей самой. 

За четыре года на стенах «Амаргосы» появились король, королева, члены их семьи, знать, тореадоры, монахи, монахини, индейцы, куртизанки — все они отныне присутствуют на представлении.

У «зрителей» даже есть сложные истории: например, толпа королевских детей, их нянчит гувернантка, а за ней ухлестывает джентльмен, сидящий на балконе.

Марта Беккет ушла со сцены лишь в 2012-м, когда ей было 87. 

 На своем последнем представлении она пела, играла пантомиму и рассказывала истории, щеголяя в накладных усах, цилиндре и боа. Зал был переполнен, ей рукоплескали целый час.

А «Амаргоса» существует и по сей день. 

Жизнь в нем поддерживают своеобразные паломники — артисты, которые приезжают сюда устроить какое-нибудь шоу в память об эксцентричной художнице, создавшей одну из самых странных достопримечательностей в Америке.

Все фото:
Public Domain