Булгаковские адреса: от «нехорошей квартиры» до МАССОЛИТа

Эпатажно-оккультные описания от Булгакова — это чуть ли не самый узнаваемый образ столицы в литературе. Сатира на «разруху в клозетах и головах», Швондеры и «уплотнения» — его романы и рассказы переполнены приметами времени. Недаром по указанным им местам водят экскурсии. 

Public Domain

1

«Нехорошая квартира»
Большая Садовая, 10

Впервые Булгаков посетил Москву в декабре 1917 года, заехав в гости к своему дядюшке, практикующему врачу. Окончательно же будущий писатель перебрался в столицу лишь в 1921-м. Сменив Владикавказ на улицы революционного города, он забросил профессию врача и нашел себя в написании фельетонов. Первым московским адресом стала Малая Царицынская, 18. Следующим — коммуналка под номером 50 на Большой Садовой. Именно она стала прообразом «нехорошей квартиры» в «Мастере и Маргарите». Сам Булгаков посвятил дому язвительный стих:

На Большой Садовой

Стоит дом здоровый.

Живет в доме наш брат

Организованный пролетариат.

2

Квартира Крешковых
Малая Бронная, 32

Живя на Большой Садовой, Михаил Булгаков написал короткий рассказ, частично основанный на реальном событии. Друзья автора, супруги Крешковы, увлеченные мистикой, пригласили писателя на спиритический сеанс в квартиру на Малой Бронной, совсем недалеко от Патриарших. Иронизируя, он предложил госпоже Крешковой сымитировать явление «призрака коммунизма» перед гостями, стуча по столешнице. Друзья автора шутку не оценили — столь беспардонно глумиться над большевиками было просто опасно. Все вылилось в ссору с главой семейства. Говорят, едва не дошло до рукоприкладства. Концовка рассказа анекдотичная, но жутковато от нее даже спустя сотню лет:

«Трясущиеся руки Павла Петровича открыли дверь. Вмиг вспыхнули лампы, и дух предстал перед снежно-бледными спиритами. Он был кожаный. Весь кожаный, начиная с фуражки и кончая портфелем. Мало того, он был не один. Целая вереница подвластных духов виднелась в передней».
3

Дом на Пречистенке (Калабуховский дом)
Пречистенка, 24

В «Собачьем сердце» революционная Москва представлена во всей красе. Шариков в своем новеньком ошейнике (еще до метаморфозы) гордо вышагивает по Пречистенке мимо Храма Христа Спасителя. Преображенский решает вопрос пролетарского «уплотнения». Столица в агонии, интеллигенция вынуждена размещать в своих квартирах чужих людей по указу домоуправлений. Самая же знаменитая локация романа — Калабуховский дом, где жил профессор. Вспомним его гневную отповедь:

«Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно?»
4

Мясницкая, Варварка, Старая Площадь

Подробнее всего Булгаков описал Москву в рассказе «Трактат о жилище», стараясь передать свой личный опыт. Столица здесь — сама по себе персонаж, чуть ли не главный герой. Впрочем, образ ее украшен сатирой:

«Где я только ни был! На Мясницкой сотни раз, на Варварке — в Деловом Дворе, на Старой Площади — в Центросоюзе, заезжал в Сокольники, швыряло меня и на Девичье поле. Меня гоняло по всей необъятной и странной столице одно желание — найти себе пропитание».

Город тут сплошь состоит из коробочных коммуналок, управлений и комитетов, непременно расположенных на последних этажах домов. Лирический герой в этой суете борется за любое тихое местечко. Москву образца 1926-го Булгаков призывает не «уплотнять», а расширять.

5

Московский художественный академический театр (МХАТ)
Камергерский переулок, 3

Среди поздних произведений Булгакова незаконченный «Театральный роман» стоит обособленно. В свое время писатель по рекомендации Сталина устроился в МХАТ, но позже ушел оттуда. Работа дала материал для едкой сатиры, не зря второе название книги — «Записки покойника». В предисловии автор открещивается от любых совпадений: «Я, хорошо знающий театральную жизнь Москвы, принимаю на себя ручательство в том, что ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было». Однако всем все было понятно.

«Я вошел в резные чугунные ворота, увидел лавчонку, где седой человек торговал нагрудными значками и оправой для очков. Я перепрыгнул через затихающий мутный поток и оказался перед зданием желтого цвета и подумал о том, что здание это построено давно, давно, когда ни меня, ни Ильчина еще не было на свете».
6

Дом Герцена
Тверской бульвар, 25

«Мастер и Маргарита» — не только вершина творчества Булгакова, но и его лучший путеводитель по Москве. Здесь нашлось место и первой московской квартире, и парку у Патриарших, и дому Александра Герцена, который с легкой руки писателя стал «домом Грибоедова» и штаб-квартирой вымышленного объединения литераторов:

«Владел этим домом тот самый МАССОЛИТ, во главе которого стоял несчастный Михаил Александрович Берлиоз до своего появления на Патриарших прудах. С легкой руки членов МАССОЛИТа никто не называл дом домом Грибоедова, а все говорили просто — Грибоедов».

Варьете тоже по-своему реально, его прообразом послужил Мюзик-холл на Большой Садовой. А вот адрес клиники, куда увезли Ивана Бездомного, покрыт завесой тайны. Исследователи так и не сошлись во мнении на этот счет, называя то центральную больницу Министерства путей сообщения, то особняк купца Сергея Патрикеева.