
English Heritage / Image State / East News
Аппарат, изображенный на фотографии, — а это гироплан, или гирокоптер, — вызывает вопросы: как такое может летать, а не опасно ли это, зачем оно нужно? Может, вполне безопасно, нужно. Рассказываем подробности.
Несмотря на название, автожир не имеет никакого отношения к машинному или любому другому маслу. Слово происходит от древнегреческих αὐτός (отос) — «сам», и γῦρος (жирос) — «круг». Автожир — летательный аппарат, снабженный двигателем, как самолет, и большим винтом, напоминающим вертолетный. Испанский инженер Хуан де ла Сиерва изобрел его в 1919 году, а в 1923-м сам совершил и первый полет.
Принципиальное отличие гирокоптера от геликоптера состоит в том, что винт вращается не с помощью двигателя, а благодаря набегающему потоку воздуха: это создает подъемную силу, как крыло у самолета. Грубо говоря, основной двигатель толкает (или тянет, в зависимости от модели) автожир вперед, а свободный большой вертолетный винт — поднимает в воздух. Компактная открытая кабина предназначена для одного, максимум двух человек, скорость полета — от 120 до 200 км/ч.
Главные преимущества гирокоптера — высокая точность и простота управления, предсказуемость даже во время сильного ветра. Для взлета и посадки ему не нужны специальные площадки. Основные минусы — высокий расход горючего и опасность, что техника выйдет из-под контроля.
Автожиры используют в туризме, для аэросъемки, авиахимработ и наблюдений с воздуха: патрулирования, обнаружения пожара и прочих полезных дел. Кроме того, полет может стать приключением сам по себе: есть компании, которые организуют такие развлечения. Судя по отзывам, перемещение в «самолете-кабриолете» действительно впечатляет.