Дунькин полк: ночные ведьмы, кошмар фашистов

Эту часть сформировали из девушек-добровольцев в самом начале Великой Отечественной войны. Они наводили ужас на гитлеровцев, уничтожая врага в темное время суток. Пройдя боевой путь от Ростовской области до Берлина, летчицы стали гвардейцами, а 23 из них — Героями Советского Союза. 

В 1930-е СССР, да и весь мир, переживал бум авиации. Строили новые самолеты, молодежь рвалась в небо. В Советском Союзе было больше 150 аэроклубов. Увлеклась полетами и Марина Раскова. Она установила несколько рекордов. После беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток (24–25 сентября 1938 года) она, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко стали первыми женщинами, получившими звание Герой Советского Союза.

Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова перед беспосадочным перелетом «Москва — Дальний Восток», 24 сентября 1938

Иван Шагин / РИА Новости

Евдокия Бершанская

Аркадий Шайхет / РИА Новости

Именно Марина, как только началась Великая Отечественная война, добилась от Сталина разрешения формировать добровольческие летные отряды из девушек. В 1941 году Раскова создала таких три: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный полки. Сама стала командиром 587-го, а в 558-й назначили опытную Евдокию Бершанскую.

Тренировочные полеты 558-го полка начались в городе Энгельс на Волге, и уже тогда вскрылись первые проблемы. Обмундирование рассчитано исключительно на мужчин, миниатюрные барышни буквально тонули в огромных сапогах и фуражках. Воевать предстояло на самолетах, не предназначенных для боевых действий. Биплан У-2, позже, уже после смерти конструктора Николая Поликарпова, переименованный в По-2, был легкой учебной машиной, его использовали для сельскохозяйственных работ, доставки почты, медицинских и разведывательных целей.

Металлическими в нем были лишь мотор, приборы и стойки крыльев, сами крылья и фюзеляж — из фанеры, обтянутой тканью. Приспособлений для бомбометания — не предусмотрено.

Тем не менее У-2 имел несомненные плюсы, особенно для ночных полетов. Он был малозаметен для радаров, его скорость так мала, что истребители люфтваффе не могли его атаковать без риска уйти в штопор. «Кукурузник» (так его прозвали в мирной жизни) спокойно летал над самыми верхушками деревьев, сливаясь с местностью.

Управляли самолетом пилот и штурман, вооруженные только табельными пистолетами ТТ. Лишь в середине войны появились улучшенные версии У-2ВС с пулеметами ШКАС.

Командир 588-ого ночного легкобомбардировочного авиационного полка Евдокия Бершанская ставит боевую задачу экипажу Евдокии Носаль и Нины Ульяненко в пункте базирования в станице Ассиновская, ноябрь 1942

Е. Бочарова / РИА Новости

588-й оставался единственным летным подразделением, где все должности занимали исключительно женщины (в 586-м и 587-м позже была смешанная комплектация). Это доставляло девушкам еще больше неудобств: тяжелые бомбы приходилось вешать под крылья своими руками. Но выход нашли быстро. Если в обычных авиационных полках к каждому самолету прикреплялся отдельный механик, то у Евдокии Бершанской на переоснащение любого вернувшегося с задания У-2 бросались все свободные люди, это в два раза сокращало время до очередного вылета.

В 1942 году, после тщательной подготовки, 588-й ночной легкобомбардировочный был отправлен на фронт. 

Советские бойцы в шутку называли его по имени командующего: «Дунькин полк». А вот противнику вскоре стало не до смеха.

Из-за того, что У-2 днем несложно сбить даже из ручного огнестрельного оружия, полеты проводились ночью. И тут выяснился еще один важный плюс «кукурузника»: на нем можно заглушить мотор и несколько километров планировать до цели. Поэтому солдаты вермахта перед бомбардировкой слышали не рев двигателей, а лишь шелест ветра под матерчатыми крыльями.

Еще один важный момент: низкая скорость и высота полета позволяли бросать бомбы с исключительной точностью, буквально закидывать их в блиндажи, склады или окопы. Это наводило суеверный ужас на врага, поначалу называвшего У-2 кофемолкой и russisch furnier («русская фанера»). После многочисленных атак в темное время суток отношение изменилось. Самолет стали величать «ночной фельдфебель» (по аналогии с унтер-офицером, который наказывает спящих на посту часовых), а летчиц — nachthexen («ночные ведьмы»): крылья планирующего У-2 издавали звук, напоминающий шарканье метлы по полу.

Летчицы 588-го ночного легкобомбардировочного женского авиационного полка перед вылетом, сентябрь 1942

РИА Новости

От постоянных налетов оккупантам не было покоя, они жаловались в письмах домой, что даже не могут погреться у печки или костра, их тут же замечают и посылают горячий привет с неба. Немецкие солдаты были уверены, что в полк набирают исключительно заключенных-смертниц, а перед боем им выдают таблетки, делающие их зрение похожим на кошачье.

 Командование вермахта было настолько обеспокоено распространением страхов, что назначило награду — за каждый сбитый в темное время У-2 сразу давали Железный крест.

Для «охоты на ведьм» перебросили специальные истребители Messerschmitt Bf 110 и аса Йозефа Коциока. Более того, на линию фронта подвезли многочисленные прожекторы.

Но даже это не остановило летчиц. Они придумали новую тактику: один экипаж вызывает на себя свет, затем делает быстрый маневр и уходит, а два других — уничтожают прожекторы. Девушки сбрасывали не только бомбы. Во время освобождения Крыма наши морские пехотинцы оказались заблокированы на Керченском полуострове, и 588-й ночной легкобомбардировочный доставлял им боеприпасы и продовольствие.

Командир 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознаменного ордена Суворова авиационного полка ВВС КА гвардии полковник Евдокия Бершанская у бомбардировщика По-2, май 1945

А. Полянцева / РИА Новости

После Крыма полк получил в наименование почетное — Таманский, а затем стал 46-м гвардейским. Пройдя путь до самого Берлина, «Ночные ведьмы» произвели 23 672 боевых вылета, сбросили 3000 тонн бомб и 26 000 зажигательных снарядов. 

Но главным их оружием были ужас, стресс и бессонница, преследовавшие солдат вермахта в местах, где воевали «ведьмы».

Командование высоко оценило заслуги летчиц 46-го гвардейского. Двадцать три из них удостоены звания Герой Советского Союза. Это рекорд среди женских подразделений Великой Отечественной.