Эд и Лоррейн Уоррен: добраться до самой жути

Он возвращается со службы в ВМС, устраивается в полицию и по вечерам читает про демонов. Она называет себя медиумом, уверена, что слышит тех, кого не видят другие, и привыкла к скептическим взглядам. Вместе они садятся в машину и начинают ездить по домам, где ночью скрипят ступени, передвигается мебель и дрожат стены. Так рождается союз, в котором любовь и общее дело идут одной дорогой, а каждая «странная история» заканчивается вещдоком под стеклом.

Они встретились в 1943 году в Бриджпорте. Эд Уоррен еще не знал, что его имя навсегда свяжут со словом «демонология», а Лоррейн Морен уже умела объяснять, почему в комнате вдруг становится холодно. Сначала была война, потом свадьба, а дальше — маршрут, который вел их все дальше и дальше. В конце сороковых супруги уже стучались в двери по всей Новой Англии, знакомились с семьями, записывали рассказы и пытались найти в них повторяющиеся узоры. В 1952 году они оформили все официально: Общество психических исследований Новой Англии и домашний «Оккультный музей» в Монро, штат Коннектикут, где на полках выстроились куклы, кресты, амулеты, письма с угрозами и просительные записки. Газеты писали об «охотниках за привидениями», почта приносила десятки писем в неделю, а в биографии прочно встало число: более 10 000 выездов.

Fairfax Media Archives / Getty Images

Истории, сделавшие их фамилию нарицательной, начинаются одинаково мирно. Дом, который кто-то недавно купил. Ночь, когда просыпаются дети. Звук, не похожий ни на ветер, ни на старые трубы.

Эд Уоррен называл себя «католическим демонологом», подчеркивал, что не священник, и работал в связке с церковью.

Он просил благословения на обряды и приглашал к расследованиям клириков.До «карьеры в сверхъестественном» служил во флоте, пару лет отработал в полиции, рисовал — писал маслом «призрачные дома» и продавал эти картины коллекционерам. Лоррейн Уоррен определяла себя как ясновидящую и «сенситив»: входила в комнату, «слушала» пространство, описывала ощущения, формулировала гипотезу. Метод пары был прост и повторяем: выезд, опрос, фиксация, попытка очищения, изъятие опасных вещей в коллекцию. Они много выступали с лекциями — и в колледжах, и на конференциях, выпускали книжки с приглашенными авторами. Самая известная — «Демонолог» (1980), в которой журналист Джеральд Бриттл собрал их кейсы и «методику». Именно на этих историях позже вырастет киновселенная «Заклятия».

Амитивилль

Ноябрь 1974 года. На Оушен-авеню, 112, в маленьком городке Амитивилле, 23-летний Рональд Дефео в ночь на пятницу 13-е убивает шестерых родственников (родителей, братьев и сестер). Его арестовывают, судят и отправляют в тюрьму на сто пятьдесят лет. Через год в «тот самый дом» въезжает семья Латц. Первые недели они пытаются жить, как живут все, но около трех ночи — в то самое время, когда случилось убийство, — их охватывает чувство, которое трудно объяснить словами. Через двадцать восемь дней Латцы собирают детей, оставляют мебель и уезжают, не оглядываясь.

Associated Press / East News

Спустя девять дней на пороге появились Уоррены — их позвал местный журналист, который искал объяснения происходящему. Эд и Лоррейн пришли не одни, а вместе со съемочной группой. Лоррейн сказал, что провести нормальный сеанс не получилось, и решили оставить на втором этаже камеру.

Потом на пленке увидели мальчика, выглядывающего из дверного проема, хотя детей в тот момент в доме не было.

Снимок показали дочери Латцев, Мисси. Она узнала «ночного друга», который появлялся в ее комнате. Эд сверил кадр с фотографиями младшего брата Рональда Дефео и нашел сходство.

Начали поднимать историю участка. Документы о прежних владельцах не дали внятного ответа, и супруги ушли глубже. В хрониках всплыло имя колониста Джона Кетчума, которого местные связывали с темными практиками, его могила, по версии Уорренов, находилась на этой земле. Значит, «корень зла» может быть старше семейной трагедии семидесятых. Эта версия попала в книгу Джея Энсона «Ужас Амитивилля», а затем и в два фильма — 1979 и 2005 годов.

Аннабель

История начинается не с гробницы и не с подземелий, а с барахолки. В 1970 году мать покупает дочери-студентке Тряпичную Энни — дешевый милый сувенир для полки. Донна приносит куклу в квартиру, где живет с подругой Энджи, и в какой-то момент они замечают, что игрушка «любит перемещаться». Сначала из комнаты в комнату, потом меняет позы, а однажды на ее руках появляются следы крови. Девушки зовут медиума, и тот говорит, что внутри застряла душа девочки по имени Аннабель Хиггинс. Объяснение звучит почти утешительно, и студентки решают оставить куклу у себя, как бы принимая в дом нового жильца.

Через несколько недель то, что казалось «тихим соседством», превратилось в угрозу.

 На телах — царапины, по ночам кого-то душат, друг семьи Лу едва не погиб. Настоятель посоветовал позвонить Уорренам. Заявление Эд и Лоррейн опровергло прежнюю версию: кукла — не девочка, а контейнер. Внутри прячется то, что мечтает выбраться наружу. В квартире провели обряды, Аннабель забрали и усадили за стекло музея в Монро. На вопрос, почему ее не сожгли, Эд ответила просто. Если сжечь оболочку, нельзя будет контролировать то что внутри. Годы спустя Аннабель стала экранным символом их архива.

Дом Перронов

Харрисвилл, Род-Айленд, 1971 год. Большой старый дом, много комнат, пять дочерей, коробки с вещами и усталость от переезда. Сначала ничего не предвещает беды. Потом по ночам в детских скрипит пол и кто-то шепчет, кровати будто толкает кого-то из-под матраса, девочки говорят, что нечто касается ног. Родители пытаются списать это на стресс, но одна из дочерей встречает в спальне матери женщину с жестким, словно иссохшим лицом, по которому ползут насекомые.

Мать и дочери Перрон

Public Domain

С этой ночи «гостья» выбирает себе цель — Кэролин Перрон, мать семейства.

Из-за финансовых трудностей уехать не было возможности. В дом приехали Уоррены. Лоррейн изучила местные слухи и нашла имя Батшебы Шерман, женщины середины XIX века, вокруг которой ходили разговоры о колдовстве и убийстве собственного ребенка. Супруги решились очистить дом, но атмосфера стала еще хуже. Глава семьи попросил их уехать. Перроны продали дом в 1980 году. Спустя десятилетия эта семейная хроника стала основой для фильма «Заклятие».

Энфилд

Лондон, август 1977 года. Пегги Ходжсон укладывает дочерей. Младшая, Джанет, говорит, что слышит голоса, и в тот же момент тяжелый шкаф медленно выезжает из угла к двери. Мать пытается вернуть его на место и понимает, что толкает не только дерево. С этого вечера в доме буквально «оживает» все, что может заскрежетать и грохнуться.

Гнутся столовые приборы, сами собой открываются шкафчики.

В дом проходили экстрасенсы, журналисты, соседи с советами и священники. Подозрение пало на прежнего владельца — Билла Уилкинса, который, по словам медиумов, не желает делить дом с чужими. Уоррены приехали в 1978 году, согласились с этой версией и посоветовали очистить дом с участием церкви. Стало тише, но ненадолго. Вскоре семья все же съехала. Новые жильцы продержались пару месяцев. Эта история легла в основу «Заклятия-2».

Дело Арне Шайенна Джонсона

Брукфилд, Коннектикут, февраль 1981 года. Юноша по имени Арне Шайенн Джонсон ссорится со своим работодателем Аланом Боно. Конфликт заканчивается убийством. За несколько месяцев до этого семья его невесты просила помощи у церкви и у Уорренов из-за своего младшего сына, 11-летнего Дэвида Глатцела, у которого начались странные приступы и вспышки агрессии. В доме проводили обряды экзорцизма, Эд и Лоррейн утверждали, что во время одного из них Арне «перенял зло на себя». В день трагедии, по их версии, он действовал не по своей воле.

Арне Шайенн Джонсон

Bettmann / Getty Images

Адвокаты попробовали впервые в истории штата построить защиту на формуле «не виновен из-за демонической одержимости». Судья такой аргумент отклонил, присяжные признали Арне виновным в непредумышленном убийстве. Попытка ввести «одержимость» как юридический аргумент не сработала. Он получил десять лет, но отсидел около пяти и вышел по УДО. Через много лет эта история стала сюжетом для «Заклятия-3».

Споры, сомнения, критика

С тем же упорством, с каким Уоррены собирали «вещдоки», критики собирали нестыковки. История Амитивилля дала один из самых громких поводов: адвокат Уильям Вебер, работавший с Рональдом Дефео, позже заявлял, что «дом с призраками» они с Джорджем и Кэти Латц «обговаривали за вином» (и супруги решили заработать на сенсационной истории). Журналист Дэйв Абрамс с исследователями Стивеном и Роксаной Каплан выпустили книгу The Amityville Horror Conspiracy, в которой собрали ошибки и противоречия. В Энфилде ведущими «экзорцистами» были члены Британского общества психических исследований Морис Гросс и Гай Лайон Плейфэр. Плейфэр публично говорил, что роль Уорренов там невелика: «они появились ненадолго» и «не привлекались всерьез». Были скептики и в Комитете по научному расследованию заявлений о паранормальном (CSICOP/CSI) — Джо Никелл и его коллеги.

Они годами рассматривали кейсы Уорренов как «самообман, ошибочные интерпретации и постановки». 

 История «мальчика в дверях» из Амитивилля, по их версии, объясняется монтажом и человеческим фактором. «Кукла Аннабель» — пример апофении, когда люди видят намерения там, где их нет. К «бриджпортскому полтергейсту» 1974 года на Линдли-стрит, где Уоррены тоже работали, полиция и репортеры позже относились как к «разыгранной истории».

Были и юридические споры. Автор «Демонолога» Джеральд Бриттл судился с кинокомпанией, настаивая, что права на «дела Уорренов» принадлежат ему по контракту. Студия в ответ заявляла, что это «исторические события», а не выдумка — спор тянулся годами и закончился без признания чьей-то «единственной правды». Официальная позиция католической церкви всегда была сдержанной: экзорцизм — исключительно церковная процедура, а многие «обряды очищения», о которых рассказывали Уоррены, не были санкционированы духовенством.

При этом судебные протоколы, газетные публикации, записанные показания, фотографии и видео существуют — именно они долго подпитывали репутацию пары. Для сторонников — это свидетельства «стыка миров». Для критиков — подтверждение того, как страх и ложные ожидания делают людей легковерными.