Пулю зубами: самый опасный трюк в истории

Элемент риска всегда добавляет зрелищности любому представлению. Скорее всего, именно поэтому такой популярностью пользовалась ловля пуль. За свою долгую историю фокус нередко становился смертельным для смельчаков, пытавшихся убедить публику в своей неуязвимости.

Первые упоминания о ловле пули относятся к концу XVI, началу XVII веков. Видный летописец и богослов того времени Жан Шассаньон описывал некоего Кулё Лотарингского, умевшего необъяснимым образом ловить рукой выпущенные в него пули. Впрочем, даже его умений не хватило, чтобы обмануть смерть. По словам Шассаньона, как-то слуга разозлился на хозяина и выстрелил в него так, что шансов спастись уже не оставалось.

Potter & Potter Auctions (4)

Трюк продолжил набирать популярность в XVIII столетии. Сразу двое фокусников утверждали, что придумали его: английский циркач Филип Астлей и увлекавшийся мистификациями французский дипломат Анри Декре.

В большинстве вариаций все сводится к тому, что решающий выстрел холостой, а фокусник ловким движением руки являет зрителям якобы пойманную пулю. Но перед этим, конечно, для публики создают иллюзию, что обман невозможен.

Выбирают якобы случайного зрителя, умеющего обращаться с огнестрельным оружием, который и заряжает пистолет. Другой человек из зала помечает пулю, чтобы можно было подтвердить, что пойманная фокусником — действительно та самая (после заряжания она остается на шомполе). Иногда из оружия стреляют заранее — например, в платок или бокал — чтобы показать, что при трюке используются настоящие пистолет или ружье.

Одним из главных популяризаторов зрелищного фокуса в XIX веке стал иллюзионист Эдмон де Гризи.

С его именем связан один из первых трагичных исходов опасного трюка. В исполнении де Гризи представление отсылало к Вильгельму Теллю — швейцарскому народному герою, которому пришлось за отказ кланяться шляпе австрийского герцога стрелять из арбалета в яблоко, поставленное на голову своего сына.

Телль оказался точен. Де Гризи, чья слава к тому времени уже начала ослабевать, решил заслужить восторги публики сенсацией: в своем ремейке подвига иллюзионист приглашал кого-то из зрителей выстрелить в яблоко, которое держал во рту его сын. Суть фокуса заключалась в том, что фрукт «магически» отклоняет пулю.

Вильгельм Телль

Library of Congress

На самом деле де Гризи использовал пули из воска, которые таяли сразу после выстрела. Но на одном из представлений пистолет по недосмотру зарядили настоящими, мальчик погиб. Безутешного фокусника сначала обвинили в убийстве по неосторожности, но позже освободили.

Еще через какое-то время он возобновил выступления под псевдонимом Торрини, но так и остался известен как человек, чья беспечность стоила жизни собственному ребенку.

В 1820 году жертвой похожей случайности во время выступления перед немецкими аристократами стала жена и ассистентка польского иллюзиониста, известная как мадам Делински. У нее был свой фокус: она вставала перед расстрельной командой из шести солдат, и те палили в нее из ружей. Мадам Делински падала, но уже через мгновение вскакивала как ни в чем не бывало.

Оружие было заряжено только порохом и пыжом, а фокусница демонстрировала восторженной публике шесть якобы пойманных пуль, которые заранее зажала в руке. Но в роковой вечер один «солдат» от волнения загнал в ствол и пулю. Когда дали залп, она попала мадам Делински в живот. Два дня спустя иллюзионистка умерла. Трагедия усугублялась тем, что она была беременна, и ребенок скончался вместе с ней.

В 1840-м фокусник по имени Арнольд Бак при ловле пули стал жертвой скептически настроенного зрителя, которого пригласили зарядить ружье. Желая разоблачить артиста, он незаметно в самый последний момент засыпал в ствол несколько гвоздей. Попадание одного из них стало для Бака смертельным.

Афиша номера «Приговоренный к смерти боксерами»

Public Domain

Уильям Элсворт Робинсон — «китайский маг Чэн Ляньсу»

Potter & Potter Auctions

Самая известная трагедия, связанная с ловлей пули, случилась 23 марта 1918 года, когда американец Уильям Элсворт Робинсон, выступавший под видом китайского мага Чэна Ляньсу, исполнял один из своих коронных трюков. Название номера — «Приговоренный к смерти боксерами» — отсылало к Боксерскому восстанию, когда китайцы взбунтовались против колониальной политики европейских империй.

Во время этого фокуса два ассистента стреляли в Робинсона одновременно с близкого расстояния, а тот ловил обе пули. Секрет крылся в конструкции мушкетов: в цевье, где обычно хранится шомпол, сделали второй ствол, он и имитировал выстрел. Но когда-нибудь это должно было произойти: однажды порох воспламенился и в натуральном стволе, заряженном по всем правилам.

Пуля попала Робинсону в легкое.

Он успел прохрипеть: «О Господи. Что-то случилось. Опускайте занавес». Это был единственный раз, когда Робинсон, фанатично преданный своему образу, заговорил на публике по-английски. Он скончался на следующее утро.


Вскоре после смерти Робинсона близко друживший с ним Гарри Гудини объявил, что сам исполнит фокус с ловлей пули. Однако взволнованные коллеги уговорили его отказаться, поскольку, как бы он ни был уверен в успехе, что-то все равно может пойти не так. Долго убеждать Гудини не пришлось — однажды его ранил из пистолета в руку грабитель, и с тех пор он избегал огнестрельного оружия. До своей смерти в 1926-м великий иллюзионист так ни разу и не попытался поймать пулю.

Гарри Гудини

Library of Congress

Рентгеновский снимок руки Гудини после пулевого ранения во время ограбления

Public Domain

В 1942 году рискованный трюк, вероятно, косвенно привел к еще одному летальному исходу. Теодор Аннеманн незадолго до представления, на котором он собирался ловить пулю, впал в состояние паники и покончил с собой. Ему впервые предстояло исполнять фокус в помещении. До этого он работал только на улице. Впрочем, нельзя однозначно объяснять суицид Аннеманна страхом перед опасным номером: раньше он уже обращался к врачу из-за проблем с психикой.

А в 1975-м ловля пули оказалась фатальной для, пожалуй, главного эксперта по этому фокусу — немца Ральфа Биаллы по прозвищу Человек-мишень.

Его версия знаменитого трюка отличалась обилием деталей: пуля пробивала три стекла, пролетала между ладоней, которыми Биалла специально прикрывал рот, чтобы в нем не было видно защитного устройства. Пуля ударялась о металл, и фокусник выплевывал ее к восторгу аудитории.

Ральф Биалла

Wittus Witt

По собственным подсчетам, за карьеру Биалла ловил пулю около 3000 раз. Он же был одним из немногих, кто продолжал выполнять фокус, несмотря на многочисленные травмы. Оправившись после очередного ранения, Биалла пошел погулять в горы. Там ему стало плохо. Он потерял сознание и рухнул с утеса. Формально он погиб не от пули, но мало кто сомневается, что его довел до такого состояния именно фокус с оружием.

Считается, что не менее 12 артистов лишились жизни, пытаясь выполнить этот трюк. Еще больше остались без глаз, конечностей и челюстей. Из-за такой убойной статистики в наше время к ловле пули с опаской относятся даже самые отважные.