Рассказываем, почему профессор Слизнорт не насторожился, когда будущий Волан-де-Морт спросил его о крестражах, а Дориана Грея никто не считал безнравственным.
«Его представляли идеальным сыном, гением, голливудским красавцем, будущим светочем Республиканской партии, чутким психиатром на социальной работе, заслуживающим доверия другом и молодым человеком, чей будущий успех не вызывает сомнений», — кажется, такое описание подходит больше любовному роману, чем тру-крайму. Однако факт остается фактом: в дебютном произведении американской писательницы Энн Рул «Убийца рядом со мной» именно этими словами она рассказывает о харизматичном маньяке Теде Банди, которого в прессе лестно окрестили «самым красивым серийным маньяком Америки». Он признался в более чем 30 убийствах, совершенных в 1970-х годах прошлого века, но, несмотря на это, Банди по-прежнему пытались оправдать — преимущественно влюбленные в него поклонницы. А виной всему — эффект ореола.
Эффект ореола, или гало-эффект, — это когнитивное искажение, при котором общее впечатление о человеке или предмете влияет на восприятие его отдельных черт. Проще говоря, если нам что-то нравится в объекте, мы склонны приписывать ему и другие положительные качества без каких-либо объективных оснований. Именно из-за него мы в буквальном смысле судим о книгах по обложке, у конвенционально красивых злодеев из кино появляются фанаты, которые стараются всеми силами приписать им скрытые благородные мотивы, а продукты и товары в эстетичных упаковках продаются быстрее и эффективнее, чем те, что стоят на прилавках без них. И очень тесно с понятием гало-эффекта связан лукизм и термин pretty privilege — «привилегии красоты», благодаря которой привлекательным с точки зрения большинства людям легче преуспевать не только в личной жизни, но и в карьере. Даже политической.

Edwin Remsberg / VWPics / Universal Images Group / Getty Images
Впервые об эффекте ореола заговорили в 1920 году, когда американский психолог Эдвард Ли Торндайк в статье «Постоянная ошибка в психологических оценках» подметил интересную закономерность. Ученый выявил ее в ходе эксперимента в армии: он попросил командиров оценить своих подчиненных по ряду качеств, среди которых был интеллект, физическая сила, лидерские способности, аккуратность и прочее. И оказалось, если начальник считал солдата исполнительным или опрятным, он, как правило, автоматически ставил высокие оценки и по остальным пунктам. Так было доказано, что одно качество может искажать восприятие личности в целом.
Прежде всего это происходит потому, что наш мозг подсознательно все упрощает, основываясь на предыдущем опыте: увидел что-то хорошее (внешность, харизму, интеллект, чувство юмора) — дорисовал остальное (доброту, талант, благородство). Из-за этого первое впечатление нередко оказывается ошибочным: хотя эффект ореола облегчает жизнь и помогает быстро принимать решения, подобные когнитивные ярлыки и предвзятость далеко не всегда приводят к верным выводам. А помочь справиться с ними способно только критическое мышление и время — как минимум на то, чтобы дать себе возможность не только встретить что-то по одежке, но и проводить по уму.