Кто и зачем придумал французскую кухню

Национальная кулинария кажется самым стабильным элементом народных традиций. Но на деле гастрономия — такое же манипулируемое пространство борьбы за влияние, как политика или культура. Александр Артамонов, журналист, автор канала о еде «Холодец Хлодвига», рассказывает о том, как поколения поваров и исследователей сконструировали канон легендарной французской кухни.

Третье сословие завоевывает гурманство

До Французской революции «высокая кухня» была уделом аристократии. Профессиональные повара, равно как и кулинарные изыски существовали всегда, но готовили они на домашних или дворцовых кухнях знати. Их блюда были бесконечно далеки от питания народных масс и выглядели как интернациональная сборная солянка яств из элитных, нередко импортных, продуктов. 

Heritage Art / Heritage Images / Getty Images

Еще в XVII веке при королевском дворе возникло первое французское гастрономическое понятие — service à la française, «сервис по-французски» — когда все блюда ставились на столы одновременно, и обедающие накладывали себе понемногу сами. Проще говоря, банкет. Такая подача превратилась в символ питания «старого режима». 

Революция поменяла все. Сословные ограничения рухнули, и вкусная еда стала достоянием любого, кто может заплатить. Повара, больше не прислуживающие знати, начали открывать рестораны — заведения, плохо вписывающиеся в логику сословного общества. Конечно, они существовали и раньше (первый появился еще 1765 году), но до падения монархии были скорее исключением. Ведь ресторан уравнивает: в него может прийти каждый.

Гримо де Ла Реньер: еда выходит в свет

После Революции в Париж потек средний класс со всей страны, город вырос вдвое за 50 лет. Рестораны стали основным развлечением. В 1801-м впервые зафиксировали понятие «гастроном» — человек, который живо интересуется хорошей едой. К 1820 году в Париже работали уже более 3000 ресторанов.

Но всего этого не было бы без мощнейшей культурной поддержки. Гастрономию активно «пиарили» творческая интеллигенция и журналисты. Появились соответствующая литература и публицистика, а писатели все чаще вписывали кулинарные изыски в свои произведения.

Пионером этого явления стал скандальный гурман и бывший литературный критик Гримо де Ла Реньер (1758–1837), который в 1803–1813 годах издавал ежегодный «Альманах гурманов». Журнал рассказывал о новых ресторанах, поварах и блюдах столицы, так что его смело можно назвать ранним глянцем. Он не только знакомил с заведениями, но и формировал представления о стиле и публичной жизни. 

«Альманах гурманов»

Гримо де Ла Реньер

Public Domain (2)

А еще именно это издание посеяло семена гастронационализма. Реньер и его друзья описывали французскую кухню как часть самобытной культуры и защищали ее от иностранных веяний. В ход шли аргументы в духе популярного политфилософа Шарля Монтескьё, согласно которым каждый народ должен питаться сообразно климату своей страны, а иную еду просто не усвоит.

Антонин Карем: первый законодатель

Реньер создавал дискурс вокруг зарождающейся французской кухни, но ее первым подлинным творцом стал шеф-повар и исследователь Антонин Карем (1784–1833).

Ранние гастрономы воспевали старорежимную кухню знати как вечную классику, при этом наслаждаясь тем, что революция сделала ее доступной массам. Карем, хотя и готовил для Талейрана, нескольких королей и императоров, смотрел на аристократическую гастротрадицию с некоторым презрением, стараясь довести до уровня искусства более массовую французскую кухню XIX века.

Карем снял гастрономическое табу на «народные» блюда в ресторанах. Например, много времени и любви он посвятил изучению потофё (pot-au-feu, «котелок на огне») — древнему народному рагу, которое до него было немыслимо в заведениях «высокой кухни». Кстати, именно потофё в колониальную эпоху стало прообразом вьетнамского супа фо бо.

Иллюстрация с правилами поведения на французской кухне

Антонин Карем

Public Domain (2)

В своих научных трудах Антонин исследовал все аспекты кулинарии — от химических процессов, которые происходят в рагу, когда повар ставит его на огонь, до ресторанной организации и ее философии.

Карем, несколько месяцев проработавший в Петербурге при дворе Александра I, привнес во французскую кухню сервис à la russe — когда блюда подают не вместе, а по очереди, по порядку, указанному в меню. Еще он ввел канон из четырех базовых соусов (бешамель, эспаньоль, велюте и аллеманд, потом к ним добавились голландез и томатный), на базе которых создавали «дочерние» соусы и многие блюда.

Но главное его достижение — систематизация поварского ремесла. Он отстаивал жесткую регламентацию этой работы — конкурсы, экзамены, профессиональные стандарты. Благодаря Карему французская гастрономия стала зрелым рынком, с очень строгими правилами. 

Огюст Эскофье: высокая кухня превращается в завод

Повар и ресторатор Огюст Эскофье (1846–1935) продолжил дело Карема и довел начатые им реформы до капиталистического совершенства. Его стараниями французская гастрономия стала высококлассной услугой, которую, тем не менее, можно «упаковать» и экспортировать.

Благодаря Эскофье стандартизация работы поднялась до заводского уровня. Он придумал систему бригад, где каждый повар отвечает за свой участок (соусы, рыба, мясо, десерты). Формула стала универсальной и действует до сих пор в профессиональных ресторанах любых кухонь по всему миру. А его книги о гастрономии можно назвать первыми учебниками поварского дела.

Огюст Эскофье (второй слева)

Труд Эскофье «Моя кухня»

Public Domain (2)

В идеологии французской кухни Огюст усилил национал-демократический элемент. Он первым признал кулинарные творения и рецепты простых домохозяек, передаваемые от матери к дочери, — раньше их мир был строго отделен от «высокой кухни». При этом повар питал презрение к иностранным традициям, будучи уверенным в абсолютном превосходстве французской.

В 1900-х Эскофье начал работать в международной сети отелей Ritz-Carlton, где отвечал за питание. Вместе с ее основателем Цезарем Ритцем он создал систему grand hotel — больших престижных гостиниц с классическими интерьерами, которые позволяют каждому человеку с деньгами почувствовать себя аристократом. В них же появились рестораны — полноценные заведения высшего класса, а не просто место, где едят постояльцы.

Кюрнонски, Руфф и Монтаньe: изобретение традиции

Концепция французской кухни не могла оставаться в границах Парижа. Это стало ясно после Первой мировой войны, когда рост промышленности, национализма и массовая демократическая политика создали запрос на поистине народную гастрономию.

Гурман, публицист и исследователь Морис Эдмон Сайан (1872–1956), известный под псевдонимом Кюрнонски, обратил внимание парижской буржуазии на французскую провинцию. В 1920-х он вместе с писателем и историком Марселем Руффом (1877–1936) издал 28-томник «Гастрономическая Франция: путеводители по кулинарным чудесам и французским тавернам». Проект систематически инвентаризировал региональные блюда и рекомендовал заведения по всей стране.

Морис Эдмон Сайан (в центре)

Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images

Марсель Руфф

Public Domain

Кюрнонски противостоял заданному Эскофье космополитическому «отельному» вектору. Традиционные, нарочито народные (порой на деле недавно выдуманные шеф-поварами отдельных заведений) рецепты стали главным писком моды. В центре внимания оказались блюда и продукты с названиями из двух слов, где первое означало локацию: лотарингский киш, марсельский буйабес, нормандский камамбер.

Public Domain (3)

Благодаря этому во Франции появился массовый гастрономический региональный туризм. Вооружившись справочником, французы из стремительно растущего среднего класса начали ездить по стране, есть и напитываться патриотическими чувствами. 

Работу Кюрнонски и Руффа продолжил повар Проспер Монтанье (1865–1948). В 1938 году он издал Larousse Gastronomique — справочник-энциклопедию французской кухни. 

Иллюстрация из энциклопедии Larousse Gastronomique

Public Domain 

Проспер Монтанье

The Print Collector / Getty Images

Книга рассказывала и о блюдах (Эскофье говорил, что Монтанье стащил часть рецептов у него), и о региональных обычаях, и об известных поварах и ресторанах. Энциклопедия свела воедино «высокую кухню» Карема и Эскофье с народными традициями.

Канон, работа над которым растянулась на два столетия, уместился в один, хотя и очень объемный, труд.