В годы Великой Отечественной военные корреспонденты шли в атаку рядом с бойцами и нередко разделяли судьбу героев своих репортажей. Заметки с фронта присылали и журналисты, и литераторы первой величины, и простые писатели. Многие не вернулись домой. Но все они оставили после себя правдивые строки и уникальные кадры, из которых складывается портрет защитника Родины. К 80-летию Победы ЧТИВО отдает дань уважения легендарным военкорам, тем, кто сохранил для нас память о бессмертном подвиге народа.
Перо положил я в походную сумку,
А рядом висит за плечом автомат —
Пусть будут со мною и пули, и песни
И вместе проклятых фашистов громят.
Именно так: песней, а когда надо — пулей, громил врага Муса Мустафович Залилов (Джалиль) и в Гражданскую, и в Отечественную, и на передовой, и в фашистских застенках.

ТАСС
От медресе до Союза писателей
Муса родился 15 февраля 1906 года в многодетной крестьянской семье в деревне Мустафино Оренбургской губернии. С детства его отличали целеустремленность, энергия и желание учиться — в школу будущий поэт отправился, когда ему не было и шести лет, а затем поступил в медресе Оренбурга, где помимо религиозных преподавали и светские дисциплины, в том числе литературу. Залилов рано начал писать стихи, публиковал их под псевдонимом «маленький Джалиль».
Шел 1919 год. Страну захлестнула Гражданская война. Убежденный сторонник советской власти, Джалиль рвался на фронт, но в Красную армию щуплого 13-летнего мальчишку поначалу не взяли. Муса продолжил учебу — в Татарском институте народного образования, вступил в комсомол и в 1919 году создал в своей деревне детскую коммунистическую организацию «Красный цветок». Повоевать ему все-таки пришлось — против Оренбургской казачьей армии генерала Дутова. После окончания Гражданской войны Джалиль продолжил образование в Казанском Восточном педагогическом институте, затем — в МГУ на литературном отделении этнологического факультета.
В 1920-е годы Джалиль учился и учил: организовывал первые пионерские отряды, редактировал детские журналы. Одновременно продолжал писать стихи, и в 1925 году вышел его первый поэтический сборник. Помимо собственного творчества, он переводил на татарский язык поэзию русских классиков. В молодом человеке кипела энергия — он выпустил еще несколько книжек стихов, работал заведующим литературной частью Татарского оперного театра, писал либретто. В 1939 году Муса Джалиль стал председателем Союза писателей Татарской АССР.

РИА Новости
Фронтовая лирика — важный жанр
В первые же дни Великой Отечественной войны Муса Джалиль поступил на курсы политработников, по окончании которых в июле 1941 года стал корреспондентом газеты «Отвага». В звании старшего политрука Джалиль воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. В письме другу Гази Кашшафу он так описывал свои фронтовые будни: «Я литсотрудник-военкор, в неделю 5 дней бываю на передовой позиции, собираю материал, а 2 дня — в редакции, обрабатываю материалы. В день я в среднем прохожу 25–30 километров по передовым частям и подразделениям. Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами, без которых невозможно делать газету оперативной и боевой. Поэтому я часто бываю не только свидетелем, но и участником кровопролитных боев с захватчиками…»

Борис Лосин / РИА Новости
Кроме фронтовых заметок и статей Джалиль продолжал сочинять стихи. Здесь и страстные призывы уничтожать врага:
Откроем огонь по фашистской орде
На суше, на море, в небе — везде
Под корень рубите, валите с ног
Врага, чтобы встать не смог.
И клятвы Родине бороться до конца за ее свободу:
Клянусь тебе, Родина, свято и твердо,
Клянусь тебе раной своей:
Пока не разбиты фашистские орды,
Не видеть мне солнца лучей.
А также это лирика: стихи воина о любви, дружбе, обещание встреч с родными и друзьями после победы. «Фронтовая лирика, — утверждал Джалиль, — тоже важный и нужный жанр, именно сейчас». Несмотря на тяжелые бои, писатель не терял присутствия духа, планировал после победы взяться за «большие вещи». Но судьба распорядилась иначе.
Плен, казнь и бессмертие
26 июня 1942 года у деревни Мясной Бор Новгородской области, прорываясь из окружения, Муса Джалиль был тяжело ранен и попал в плен. Много месяцев он провел в лагерях для военнопленных, пока его не привезли в польскую крепость Демблин. Здесь гитлеровцы, опираясь на националистические настроения, формировали легион «Идель-Урал» — подразделение вермахта из представителей поволжских народов: татар, башкир, чувашей и других. Фашисты хотели заменить на фронте немецких солдат и чужими руками бороться с партизанским движением.
Муса Джалиль согласился вступить в «Идель-Урал» — но не для того, чтобы помогать врагам. Вместе с другими заключенными он создал тайную организацию. Подпольщики под видом музыкального ансамбля вели агитационную деятельность, печатали антифашистские листовки, готовили восстание. Но нашелся предатель. Писателя-патриота и его соратников заключили в берлинскую тюрьму Моабит. Одним из сокамерников Джалиля был бельгийский участник сопротивления Андре Тиммерманс. Товарищи по несчастью говорили на разных языках, но все равно общались — жестами, рисунками. Тиммерманс смотрел, как Джалиль проводит дни, исписывая мелким почерком поля доставляемой в камеру немецкой пропагандистской газеты. В ожидании смерти поэт оставался поэтом. «В один весенний день за ним пришла полиция, — писал позднее Тиммерманс. — Перед уходом он вручил мне все свои рукописи — свое единственное наследство».

Дмитрий Козлов / РИА Новости
После года заключения и пыток 25 августа 1944-го Муса Джалиль и еще 11 человек из легиона «Идель-Урал» были казнены на гильотине в тюрьме Плетцензее. Но их труд не пропал. В феврале 1943 года около 600 легионеров с оружием в руках перешли на сторону белорусских партизан.
Длительное время о поэте ничего не было известно, кроме того, что он попал в плен. Более того, ходили слухи, что он якобы сбежал на Запад. Джалиля объявили в розыск как изменника Родины. И только в 1953 году весь мир узнал Мусу Джалиля как поэта-антифашиста, участника сопротивления, автора «Моабитской тетради» — такое название получил сборник стихов, написанных в застенках на клочках бумаги, которые удавалось раздобыть.
Чтобы обмануть тюремщиков, на обложке одной из тетрадок Джалиль написал: «Словарь немецких, тюркских, русских слов и выражений». Помимо стихов там содержалась информация о деятельности поэта в нацистском легионе, были перечислены имена подпольщиков и названо имя предателя. Бесценные записи он доверил сокамерникам, которым не грозила казнь. Одну из таких тетрадок со стихами, написанными арабской вязью, передал в Союз писателей Татарии бывший военнопленный Нигмат Терегулов. Через год Андре Тиммерманс принес в советское консульство в Брюсселе вторую тетрадь, в которой стихи на татарском были записаны латиницей. Всего в моабитском цикле, дошедшем до нас, 91 стихотворение.
«Моабитская тетрадь» стала памятником несломленному духу узника. В стихах не было страха смерти, лишь глубокая горечь от невозможности продолжать борьбу за свободу Родины.
Я клятву дал — служить своей Отчизне,
Пока живая кровь гудит во мне.
Да если б ты имел и сотню жизней,
Ты разве их не отдал бы стране.
Помимо патриотических стихов в «Моабитской тетради» нашлось место и лирике, в том числе любовной. В 1953 году Константин Симонов, главный редактор «Литературной газеты», опубликовал стихи Мусы Джалиля из «Моабитской тетради». А через несколько лет он встретился с Андре Тиммермансом и взял у него интервью. В 1956 году Мусе Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, в 1957-м за сборник стихов «Моабитская тетрадь» посмертно присуждена Ленинская премия. А в 1966 году возле Казанского кремля установили памятник поэту, связанному колючей проволокой, но гордо смотрящему в небо.