Подземное святилище, где хранилось зерно и кости тысяч покойников. Мистерии под тяжеловесную музыку, гудящую из «Комнаты оракула». Ритуалы священного сна в полной темноте. Все это выглядит как концепт для альбома в стиле dark ambient, но речь про реальный памятник каменного века.
Мальта — уникальное место. По мнению некоторых исследователей (например, Гюнтера Цунца), во времена неолита это был isola sacra — «священный остров» для Средиземноморья. Здесь найдено 17 мегалитических храмов, которым 5–6 тысяч лет, и наверняка когда-то их было намного больше.
Почти все они сложены из колоссальных камней, из-за чего уже в бронзовом веке считалось, что их создали гиганты и циклопы. Строители имели хорошие познания в астрономии: лучи солнца во время равноденствия причудливо освещают здешние алтари. Перед святилищами располагались площади для представлений и шествий, а внутри, в полутьме, происходили мистерии.
Но даже на фоне этих сооружений выделяется гипогей (то есть подземный храм) Хал-Сафлиени. Он состоит из 34 помещений, выдолбленных в известняке, и представляет собой сложный, полный символов комплекс.

Public Domain

akg-images / Werner Forman / East News
Потрясает воображение тот факт, что здесь захоронены останки 6–7 тысяч людей. Это был одновременно некрополь, храм и, судя по всему, зернохранилище. Так что перед нами нечто вроде макета загробного мира. Неолитические земледельцы Мальты создали культ плодородия, в котором уделялось огромное внимание смерти. В одном и том же месте обитали ушедшие предки, проводились ритуалы и хранились статуэтки спящих дородных богинь.
Многие комнаты, как и в храмах на поверхности, по форме напоминают матку.
Стены украшены спиральными барельефами. Смерть, деторождение, пища, семена будущих урожаев — все это смешивалось в едином комплексе. Религиовед Мирча Элиаде попытался представить мировоззрение создателей Хал-Сафлиени:

Paul Almasy / Getty Images
Самые удивительные помещения — нижний зал и так называемая «Комната оракула». Первое — это рукотворный грот, в который ведут ступени, обрывающиеся в нескольких метрах над полом. Для чего оно — неясно. Возможно, в самом нижнем ярусе хранилось зерно. Либо там проходили какие-то особые ритуалы. Элиаде предполагает, что это были обряды инкубации, на мысли о которых наводят статуэтки лежащих на боку и словно бы дремлющих богинь.
Посвященный проводил долгое время во тьме храма, чтобы увидеть там вещие сны.
«Комната оракула» не менее загадочна. Археологи обнаружили, что в этой каморке странная акустика. Если, сидя в ней, напевать или говорить очень низким голосом — звук разнесется по всем помещениям храма. Однако высокие и средние частоты не имеют такого эффекта. Можно представить, как некий жрец распевает там жутковатые гимны, напоминающие мантры.


Хал-Сафлиени, фотография до 1910
План гипогеума, 1907
Public Domain (2)
История не оставила никаких письменных свидетельств о той культуре (все же это далекий каменный век). Но Хал-Сафлиени для нас сохранила сама земля. Подземный храм был законсервирован (намеренно или случайно) на долгие тысячи лет. Его в 1902 году обнаружили при строительстве канализации в городе Паола.
Находкой заинтересовался иезуитский священник отец Эммануил, который посчитал это античным сооружением и привлек ректора Мальтийского университета Темистоклеса Заммита. Их стараниями комплекс был сохранен и представлен миру. Позже, благодаря радиоуглеродному анализу, удалось выяснить, что гипогей построен примерно в 4000 г. до н. э., задолго до египетских пирамид и Стоунхенджа.
Сейчас Хал-Сафлиени открыт для посещения, хотя впускают сюда лишь небольшие группы, а фотографирование здесь, по неясной причине, строго запрещено даже без вспышки.