Желание покорить планету каким-нибудь немыслимым образом возникает у людей с завидной периодичностью, если не ежегодно, то уж раз в десятилетие — точно. Возьмем наугад три декады прошлого века, причем не подряд, а через одну, чтобы доказать: так оно и есть.
1930-е. Из Калифорнии в Турцию задом наперед
Плэнни Лоуренс Винго, гражданин США, потерял работу в дни Великой депрессии. Вначале он пытался добыть деньги, исполняя всякие рискованные трюки. Но конкуренция среди желающих свернуть себе шею в те годы была слишком высока.
Неожиданно для себя он придумал верный способ: обойти Землю, двигаясь спиной вперед. На последние деньги Винго купил очки, работающие по принципу автомобильных зеркал заднего вида, и дешевые открытки. Очки он надел, а открытки подписал, и 15 апреля 1931 года вышел задом наперед из Санта-Моники, южный берег Калифорнии, в сторону Бостона на восточном побережье Штатов.

Courtesy of Pat Lefors Dawson

Public Domain
В пути он питался на деньги, вырученные от продажи грошовых открыток. Винго брал за них 25 центов с каждого, кто интересовался, почему он идет вперед затылком. Так Плэнни добрел до Нью-Йорка. Там получил немного денег за прогулку по карнизу 12-этажного «небоскреба». Был ограблен. Нашел вора. Избил. Попал в участок. Вышел оправданным. Дошел до Бостона. Устроился юнгой на судно и отчалил в Германию.
Оказавшись в Старом Свете, Плэнни повернулся лицом на север и пошел в Турцию. Дошел.
Вновь был задержан органами правопорядка и приговорен к депортации за свой счет. На счастье, за него вступился какой-то богатый итальянец, понимающий толк в подобных авантюрах, и оплатил дорогу до Калифорнии.
Оттуда Плэнни Лоуренс Винго отправился пешком, уже глядя под ноги, в родной техасский Абилин. Путешествие стоило ему 18 месяцев лет жизни и 13 пар сношенной обуви. За счет путешествия он не разбогател, но дожил до 98 лет и умер в 1993 году дома.
1950-е. Из Галифакса в Монреаль через всю планету
Фредерик Бенджамин Карлин, он же Бен, долгое время служил в армии, тем более в жарких точках Второй мировой — в Индии и на Ближнем Востоке, поэтому, демобилизовавшись, эмигрировал в США и предложил молодой жене идею на медовый месяц: переплыть Атлантику на… амфибийном армейском вездеходе Ford GPА «Seep». Женщина согласилась.
Какое-то время ушло на необходимую модификацию: изменение формы кузова, дополнительные топливные баки, причем съемные, чтобы их можно было тащить за собой по воде, авиационные приборы на панели, койка в салоне и т. п. После нескольких неудачных попыток стартовать, оканчивавшихся очередными доработками, 19 июля 1950 года молодые супруги отплыли из канадского Галифакса.

ullstein bild / Getty Images
Через месяц Half-Safe (полубезопасный), так путешественники назвали свое судно, достиг берегов самого западного острова Азорского архипелага. Пройдя по Азорскому архипелагу, путешественники взяли курс на Мадейру, а оттуда — через Канары до Марокко. На африканский берег они сошли 23 февраля 1951 года.
Двигаясь по Африке только по ночам, из-за жары, они добрались до Гибралтара, пересекли его, поднялись до Ла-Манша и завершили первую часть своего маршрута в Бирмингеме. В королевстве супруги задержались, чтобы починить свое судно. Средства на ремонт они добывали весьма оригинально — выставляя Half-Safe на площадях и в супермаркетах за деньги.
22 апреля 1955 года они вернулись на материк — во Францию. Затем: Швейцария, Италия, Югославия, Турция, Сирия, Иордания, Ирак, Иран, Пакистан, Индия. До Австралии Half-Safe с экипажем плыл на пароходе.
В январе 1956-го супруге показалось, что медовый месяц затянулся.
Она отправилась в Америку, а Бен с Half-Safe — прежним путем в Индию. Стартовав из Калькутты, мистер Карлин проехал Бирму, Таиланд, Вьетнам, Японию, заглянул в Петропавловск-Камчатский, достиг Алеутских островов, по ним добрался до Аляски, и по материку — домой.
Фредерик Бенджамин финишировал в Монреале 13 мая 1958 года, преодолев 62 744 километра по суше, 17 780 километров по морю, и посетив 38 стран.
1970-е. Из Техаса в округ Колумбия на четвереньках
Баптистский священник Ханс Муликин соорудил себе невысокую двухколесную тележку с 90-сантиметровым дышлом примерно на высоте 80 см от земли. На нее установил ящик с крышкой. По длинным бортам написал: «Pray America», по коротким: «Pray USA» («молись, Америка» и «молись, США» соответственно).
Так же он изготовил что-то вроде хоккейных вратарских щитков из войлока, поролона и металлических пластин. Этими изделиями он защитил свои стопы, голени и колени. Защиту для ладоней, действующую по такому же принципу, он сделать не смог. Зато придумал кое-что получше.

The Lafayette Journal & Courier

United Press International
Зная, что в его стране (нетрудно догадаться, что он американец) дороги сделаны очень грамотно, с уклоном в сторону обочины, для стока воды, он провел нехитрые вычисления. Затем взял металлическую ось и закрепил на ее концах колеса различного диаметра, в соответствии с проведенными расчетами.
Это приспособление, напоминающее перекошенную атлетическую штангу, он собирался использовать для защиты рук и удобства передвижения. А передвигаться священник решил так: опуститься на колени, закрытые «вратарскими щитками», в ящик сложить все необходимое в пути, пристегнуть дышло телеги ремнем к талии, опереться руками на «штангу» (большим колесом к обочине для компенсации уклона) и таким образом двигаться к своей цели.
А целью был Белый дом.
Ханс выполз из города Маршалл, штат Техас, в мае 1976-го и в ноябре 1978-го уже полз по Пенсильвания-авеню в Вашингтоне. Мистер Муликин рассчитывал, что мистер Картер (тогдашний хозяин Белого дома) пригласит его на чай и им удастся обсудить некоторые вопросы, волнующие священника. Этого не произошло.
Однако путь был пройден, а для верующего во что-то человека это главное. Возможно, способ передвижения на коленях являлся какой-то метафорой, но точной информации не существует.









