Голливуд не сразу строился: летопись мировой столицы кино

Кинопроизводству в США уже более 130 лет, и около 110 из них фильмы делают в Лос-Анджелесе. Отведенный под «фабрику грез» район города когда-то был небольшим поселком, возникшим на месте ранчо. 

Само название Голливуд изначально никак с кино не связано и, по одной из версий, раскладывается на следующие части: holly — падуб (род деревьев и кустарников семейства Падубовых), и wood — лес. Другая история гласит, что будущая владелица этой земли Дэйда Уилкокс услышала такое слово в поезде — в разговоре о голландском поселении. Выкупив в конце XIX века угодья под Лос-Анджелесом, она так и окрестила свое ранчо. «Мне понравилось, как это звучит — Голливуд! А еще holly в названии приносит удачу», — объясняла свое решение Дэйда. 1 февраля 1887 года ее супруг Харви официально зарегистрировал топоним Hollywood. Так началась новая история этого места.

Library of Congress (2)

Сельское поселение Голливуд стремительно развивалось и в 1903 году получило статус города. В 1910-м жители проголосовали за слияние с Лос-Анджелесом. По коммунальным соображениям: в надежде присоединиться к его водоснабжению и канализации. Через два года в этих местах стали появляться первые небольшие киностудии. В основном — перекочевавшие в солнечную Калифорнию из пасмурных Нью-Йорка, Чикаго и Кливленда. В те времена светочувствительность пленки и мощность осветительных приборов оставляли желать лучшего. Снимали в основном на натуре и днем. Поэтому Голливуд со своим количеством солнечных дней и просторами для возведения декораций оказался идеальным местом.

В 1923 году на узнаваемых калифорнийских холмах появилось слово Hollywoodland. Да-да, именно с припиской «land». Но буквы расставили не киномагнаты, а риелторы. Кто бы мог подумать, что их рекламная конструкция стоимостью $ 21 000, на тот момент считавшаяся самой большой в мире, со временем станет символом «фабрики грез». В те годы, вероятно, никто, хотя к 1920-му на просторах Голливудленда ежегодно снимали около 800 картин. Кстати, «буковки» должны были простоять только год, а задержались на столетие. В 1949-м стараниями Голливудской торговой палаты их обновили и отсекли лишнее — land.

Highsmith, Carol M. / Library of Congress

Можно предположить, что между риелторами и кинематографистами шла война за лакомые места под солнцем. Но это не так. Если и были какие склоки, то среди самих людей искусства. Первые конфликты спровоцировал уже в 1908 году Томас Эдисон. Ему принадлежали патенты на основные инструменты кинопроизводства, как то кинетоскоп (проектор) и перфорированная пленка. Чтобы официально получать отчисления за использование своих изобретений, он зарегистрировал «Кинотрест Эдисона» — картель ведущих производителей, дистрибьюторов и поставщиков расходных материалов для киноиндустрии США.

Не входящие в концерн, независимые кинопроизводители возмутились. На деятельность Эдисона обратил внимание антимонопольный комитет, и в 1918 году трест лопнул. Ирония судьбы в том, что в роли притесненных независимых кинематографистов выступили Уильям Фокс (прародитель 20th Century Fox) и Карл Леммле (основатель Universal). Правда, существует мнение, что деятельность картеля стала одной из причин превращения Голливуда в центр мирового кинематографа: в те годы туда съезжались предприниматели, чтобы избежать судебного преследования за нелицензионное использование кинооборудования.

Томас Эдисон

Library of Congress

Приход на экраны звука в 1920-х разделил историю Голливуда на «до» и «после». Тогда кинопроизводство окончательно оформилось в централизованную студийную систему со штаб-квартирой в Калифорнии. Основными сетями кинотеатров стали управлять крупнейшие мейджоры: MGM, Paramount, 20th Century Fox, Warner Bros., RKO, Universal и Columbia. Таким образом, студии уже занимались не только производством фильмов, но и прокатом. К тому же все они имели свой штат кинозвезд, связанных многолетними обязательствами.

В те годы прослеживалось четкое разделение на жанры, в каждом был свой «король». Комедия — Чарли Чаплин, вестерны — Джон Форд, нуар — Хамфри Богарт, мюзикл — Фред Астер, триллер — Альфред Хичкок. Этот период в истории Голливуда считается «Золотой эрой». Когда в 1960-х во Франции поднялась новая волна, а в советском кино наступила оттепель, «фабрика грез» перешла в фазу «Нового Голливуда».

Студии перестали быть безоговорочными монополистами, актеры обрели свободу от кабальных контрактов, и на первый план вышли авторы. 1970-е породили целую плеяду режиссеров-суперзвезд. Это и Стивен Спилберг, научивший всех своими «Челюстями» зарабатывать баснословные деньги на летнем прокате, и непоколебимый перфекционист Стэнли Кубрик, и мастера криминального жанра Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, и многие-многие другие.

Американская киноиндустрия прошла долгий и сложный путь от диковинки с движущимися картинками, через бум немого кино, монополию первых студий, заинтересованных в деньгах, а не в настоящем творчестве, до полного расцвета, ставшего венцом кинематографа, который впитал в себя все остальные искусства.