Мир Кристины. Все хуже, чем кажется

В 31 год американский художник Эндрю Уайет сделал то, чего большинству не удается за всю жизнь: создал культовую работу. «Мир Кристины» — одно из самых известных произведений американского искусства XX века, на уровне с «Американской готикой» Гранта Вуда и «Полуночниками» Эдварда Хоппера. О женщине, от которой своего на портрете остались только руки и розовое платье, рассказывает арт-журналист, автор телеграм-канала Art Is New Sexy Мария Аборонова. 

Героиня картины Уайета хорошо известна — это Анна Кристина Олсон. Она жила со своим братом Альваро на семейной ферме по соседству с летним домом Уайета. С Олсонами художника в 1939 году познакомила его будущая жена — Бетси Джеймс. Уайету было 22, Кристине — 45. Кристина страдала прогрессирующим неврологическим заболеванием, предположительно болезнью Шарко-Мари-Тута. Это редкое наследственное нарушение, поражающее нервы, что постепенно приводит к слабости в мышцах стоп, голеней, а также нарушает координацию пальцев, кистей, запястий и языка.

К тридцати годам Олсон потеряла возможность ходить, но она сохраняла независимость, часто передвигаясь по ферме ползком.

Уайета восхищала ее сила духа. В детстве он на себе прочувствовал, что такое ограничение мобильности. У него были проблемы с тазобедренными суставами, он часто болел и не посещал школу — родители решили, что будет лучше, если он станет обучаться дома под присмотром отца.

В 1948 году один из эпизодов передвижения Кристины по ферме Уайет увековечил в знаменитой работе. Однако на полотне он передал не все ее черты. На момент создания картины Олсон было уже около пятидесяти пяти. Уайет решил написать только ее руки и розовое домашнее платье, тело срисовал со своей 26-летней жены, а черты лица полностью скрыл от зрителя.

Когда Кристину спросили о картине, она сказала: «Пожалуй, сзади я выгляжу лучше, чем спереди». 

Уайет начал писать «Мир Кристины» в мае 1948 года и завершил в сентябре. С учетом того, какую популярность завоевала картина, трудно поверить в то, что художник поначалу задавался вопросом, а не была бы она лучше, изобрази он только дом и поле. Отправляя работу на выставку в нью-йоркскую галерею «Макбет», по одной из версий, он сказал своей жене, что «картина — полный провал».

Тем не менее именно «Мир Кристины» принес Уайету долгожданную популярность. Основатель и директор MoMA Альфред Барр был настолько впечатлен картиной, что приобрел ее за довольно крупную по тем временам сумму — $ 1800. И уже через месяц включил ее в выставку «Американская живопись из коллекции музея» наряду с картинами Эдварда Хоппера, Джорджии О’Кифф, Джексона Поллока, Ман Рэя и Виллема де Кунинга. После этого произведения Уайета стали регулярно публиковаться в ведущих журналах, таких как Time и Life.

Это сделало его самым популярным художником Америки 50-х годов.

В 1959 году его «День сурка» за $ 35 000 приобрел Филадельфийский музей, установив на тот момент рекорд цены, когда-либо уплаченной музеем за работу живущего американского автора.

Между тем, «Мир Кристины» продолжал приносить Уайету внушительный доход. Продажа открыток, плакатов и репродукций картины сделала ее феноменом массовой культуры. Образ фигуры на холме использовался для продажи всего: от пива до кондиционеров. А к дому Олсонов регулярно приезжали паломники, которые хотели своими глазами посмотреть на знаменитый пейзаж. К 1967 году MoMA выплатил Уайету авторские отчисления за репродукции на сумму в несколько раз больше той, что они заплатили за покупку оригинальной картины.

И хотя Кристина вдохновила Уайета на его главный шедевр, сама она ничего не получила от своей внезапной вынужденной славы.

Семья Олсонов продолжала жить в ветхом фермерском доме, хотя говорили, что художник неоднократно предлагал им подарки, деньги и оплату ремонта дома. Но Кристина категорически отказывалась.

Почти каждое лето в течение тридцати лет Уайет с женой проводили на ферме Олсонов. На третьем этаже дома Уайет организовал свою студию и создал там более трехсот работ. Когда Альваро и Кристина умерли с разницей в месяц, все их вещи были проданы с аукциона, устроенного буквально у дома, а ферма вскоре стала мемориальным музеем художника. 

Сейчас дом Олсонов принадлежит Художественному музею Фарнсворта. В комнатах размещены фотографии картин, которые Уайет там написал. На одной из стен висит репродукция «Мира Кристины». Ничего, что напоминало бы о самой Кристине, в доме нет.

Могила Эндрю Уайета находится на кладбище, расположенном на краю фермы Олсонов. Она обращена в сторону дома под тем же углом, под которым Кристина смотрит на него на картине.

Это было одно из последних пожеланий Уайета перед смертью — «быть с Кристиной».

Фото:
MOMA