Зачем производителям шин понадобился ресторанный рейтинг? Как раздают титулы лучшим заведениям мира? Почему некоторые отказываются от звания? История самого престижного путеводителя в мире еды до сих пор полна загадок.
Унаследовавшие от своего деда скромное производство изделий из вулканизированной резины, братья Мишлен перепрофилировали его на велосипедные покрышки. Вскоре они поняли, что будущее за автомобилями, и стали делать шины для них. Все, о чем братья мечтали, отправляясь на Лионскую выставку 1894 года, — это продавать как можно больше шин. Делать они это решили с помощью смелых и оригинальных рекламных ходов.

Stefano Bianchetti / Corbis / Getty Images
Так появился белый человек, Мистер Мишлен, пока что сложенный явно из велосипедных покрышек. Он был, как и сейчас, белого цвета. Потому что резину в те годы делали без добавления углерода. В свое первое появление на плакате Мистер держал бокал с гвоздями и битым стеклом. Надпись гласила: «Теперь давайте пить!» («Nunc est bibendum!»). Это фраза из оды XXXVII Горация.
Рекламный посыл понятен: господа вело- и автолюбители, у вас есть повод выпить, так как появились наши шины, а они не боятся ни стекла, ни гвоздей.
Мистер Мишлен (он же Бибендум) не обманул потребителя — шины действительно были хороши. Но в этом и таилась проблема, они оказались слишком прочными. Учитывая, сколько людей в те годы покупали резину для своего авто, это изъян. Но братья решили не снижать качество, а стимулировать шоферов активнее стирать покрышки. К Всемирной выставке 1900 года в Париже они напечатали справочник-путеводитель с подробными картами Франции, на которых были отмечены автомастерские и отели. Его раздавали бесплатно, лишь бы все поняли: ездить по стране легко, приятно и необходимо.


Путеводитель решили выпускать ежегодно. Постепенно в нем появились заведения питания. К 1920 году популярность издания выросла, и его стали продавать. С 1926-го кафе и рестораны, заслуживающие особого внимания, начали помечать звездой. Вскоре одной звезды оказалось мало, и к 1931 году сложилась ныне существующая трехзвездная система:
- 1 звезда. Хороший ресторан. Отличное качество продуктов и мастерство приготовления.
- 2 звезды. Очень хороший, ради него стоит отклониться от маршрута.
- 3 звезды. Один из лучших, можно отправляться в путь только ради него.
Сегодня Красный гид Michelin выпускают во многих странах и даже городах. Звезды раздают на основании авторитетного мнения специальных ресторанных инспекторов. Стать одним из них непросто, а быть еще сложнее. Пройдя подготовку, достойную сотрудника спецслужб, они начинают работать «под прикрытием»: их никто не знает в лицо; родные и близкие не в курсе, чем они занимаются; час, когда они появляются, никому не известен; они проводят в разъездах три недели из четырех; едят в дорогих ресторанах 10 раз в неделю (причем в каждом по несколько раз), а потом составляют подробные отчеты о съеденном; им запрещается общаться с прессой и еще много всего.
Даже критерии, по которым они присуждают звезды, держатся в глубокой тайне.
Помимо звезд в гиде множество пиктограмм. Они информируют, например, о наличии в отеле конкретных удобств. Сам Бибендум указывает на рестораны с хорошей кухней за разумные деньги. Две монеты — на заведения с доступным комплексным меню, скрещенные ложка и вилка — на уровень комфорта и дизайн интерьера.

dpa/picture-alliance / ТАСС
В 2021 году инспекторы Красного гида проверили 69 московских ресторанов. Семь были отмечены звездой, два — двумя. Три пока не получил никто.


Братья Иван и Сергей Березуцкие получают 2 звезды Michelin для своего ресторана Twins Garden
Associated Press / East News
Кухня обладателя 2 звезд Красной книги в Москве — ресторана Artest
Антон Денисов / РИА Новости
Звезды даются не навсегда, то есть, как и настоящие, небесные, они то появляются, то исчезают. Бывает, что рестораны отказываются от такой чести, чтобы не взваливать на себя груз ответственности и не менять привычного стиля работы. Каждый январь Красный гид приглашает прошлогодних обладателей звезд на гала-ужин и объявляет свое новое решение. Атмосфера в банкетном зале очень напряженная: не страшно, что тебе не дадут награду, страшно, что отберут.
Международный директор гида Michelin Гвендаль Пулленек раскрыл пять из множества критериев, по которым присуждают звезды.
- Качество ингредиентов
- Искусность приготовления
- Сочетание вкусов
- Креативность шефа
- Соотношение цена–качество
В 2008 году Красный гид появился в Японии. Токио сразу обогнал Париж по количеству звезд почти в 2 раза и занял первую строку рейтинга. В отличие от Европы и США в Японии и Сингапуре Michelin дает звезды и ресторанам, и суши-барам, и торговцам уличной едой.
Ресторан Поля Бокюза L’Auberge du Pont de Collonges под Лионом удерживал 3 звезды в течение 55 лет, с 1965 по 2020 год, даже после смерти легендарного шефа. Другой уже тоже покинувший этот мир великий французский шеф — Жоэль Робюшон — вошел в Книгу рекордов Гиннесса с 31 звездой от Michelin.
Цена самого дешевого блюда в заведении с 1 звездой Michelin эквивалентна 100 рублям.
Его готовит сингапурский прилавок с уличной едой Hong Kong Soya Sauce Chicken Rice & Noodle. Сет, предложенный по традиции омакасе шефом ресторана Masa в Нью-Йорке, может стоить около $ 1000.


На кухне Hong Kong Soya Sauce Chicken Rice & Noodle
AFP / East News
Обладатель 31 звезды Michelin и звания «шеф-повар столетия» Жоэль Робюшон
JP Porcher / SIPA / East News
Чтобы инспекторы Красного гида Michelin после нескольких лет работы не выделялись на фоне остальной публики и не вызывали подозрений, компания оплачивает им абонемент в фитнес-клуб.