Между появлением гончарного круга и обода на спицах, позволяющего ездить повозкам, прошли сотни лет. Для того чтобы начать быстро передвигаться по суше, людям не хватало одной единственной детали. Но даже когда она появилась, мудрейшие цивилизации планеты не стали пользоваться изобретением. Почему? Раскрываем все секреты.
В древней Месопотамии гончары вращали глину на круге, создавая сосуды, а рядом разнорабочие перемещали грузы на бревнах-катках. Парадокс: гончарный круг появился между 4000 и 3500 годами до н. э., на 300–600 лет раньше колеса. Загвоздка была не в самой идее круга — катки использовали давно, хоть и неэффективно. Настоящим прорывом стала ось — стержень, позволяющий колесам свободно вращаться. Эта механика, не имеющая аналогов в природе, требовала инженерной смекалки. Выточить идеально круглые диски и надежно соединить их осью — сложная задача для древних технологий, она требует точности и подходящих инструментов. Возможно, поэтому, пока человечество билось над колесом, оно уже осваивало моря под парусами. Удивительно, но древнейший артефакт, сделанный по принципу колеса и оси, — небольшая глиняная игрушка. Великое начинается с малого.

The Institute for the Study of Ancient Cultures of the University of Chicago
В каких краях впервые покатили телегу — однозначного ответа у археологов нет. Долгое время считали, что в Месопотамии, ведь там рано появился гончарный круг. В пользу этой версии говорили некоторые древние находки: загадочные рисунки из города Урук, сделанные около середины четвертого тысячелетия до н. э., изображали нечто похожее на колеса, а глиняные модели колес из Сирии относятся примерно к этому же периоду (около 3300–3200 гг. до н. э.). Однако все это лишь намеки на идею, а убедительные доказательства использования именно колесных повозок в Месопотамии появились значительно позже — около 2700 года до н. э.
И вдруг Европа преподнесла сюрприз: в Словении нашли прекрасно сохранившееся деревянное колесо возрастом более пяти тысяч лет (3350–3100 гг. до н. э.). На сегодня оно самое древнее в мире, и появилось примерно в то же время, что и ранние намеки на колесо в Месопотамии, но задолго до доказанного использования там повозок. Более того, это не единичный случай — следы повозок и модели колес, относящиеся к четвертому тысячелетию до н. э., находят по всей Европе, от Причерноморья до центральной части.
Похоже, идея колеса возникла здесь почти одновременно во всех землях или распространилась с невероятной скоростью. Возможно, Месопотамия раньше пришла к концепции, а Европа первой применила эту концепцию на практике, но тайна происхождения все еще ждет своей разгадки.


Getty Images (2)
Первые транспортные колеса были брутальными: сплошные диски из цельного дерева или сколоченные из досок. Они много весили, легко ломались и быстро изнашивались. Древние инженеры вскоре догадались укреплять обод медью, чтобы продлить срок службы. Настоящий прорыв случился около 2000 года до н. э. (а возможно, и раньше, судя по моделям из долины Инда) — изобрели колесо со спицами. Легкое, прочное — это было технологическое чудо! Именно оно позволило делать быстрые боевые колесницы, ставшие грозным оружием Древнего мира. Колесницы синташтинской культуры Южного Урала (около 2000 года до н. э.) уже мчались со скоростью до 40 км/ч (фантастика для той эпохи), а шумерские повозки все еще ползли на тяжелых дисках. Эволюция колеса наглядно демонстрирует, как инженерная мысль, решая проблемы веса, прочности и скорости, меняла облик войны, торговли и жизни.
Колесо покатилось по Старому Свету и стало двигателем прогресса. Шумеры в Месопотамии использовали его для строительства и торговли. Цивилизация долины Инда, судя по множеству моделей повозок, сделала колесный транспорт массовым. Колесо двигало вперед сельское хозяйство, торговлю, военное дело. Но существует американский парадокс. Великие цивилизации доколумбовой Америки — майя, ацтеки, инки — достигли высот в астрономии, архитектуре, математике, но не использовали колесо для транспорта. При этом сам принцип был им известен: археологи находят детские игрушки на колесиках. Почему же полезнейшее изобретение осталось невостребованным? Причина прозаична: в Америке до прихода европейцев не было крупных тягловых животных — лошадей или быков. Тащить тяжелую телегу на себе по горам или джунглям было непрактично; проще нести груз на спине или навьючить на ламу. Возможно, сыграла роль нехватка твердых металлов для создания прочных осей. Великое изобретение, изменившее Евразию, осталось по ту сторону океана лишь игрушкой. Это яркий пример того, что даже гениальная технология требует подходящих условий для применения.