Столичная подземка открылась в 1935 году и 20 лет оставалась единственной в Союзе. Сегодня этот вид городского транспорта есть в 7 городах России. Рассказываем 7 микроисторий о первом метрополитене страны.

РИА Новости
Неудобство на время, метро — навсегда
Участок первой очереди от «Сокольников» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка культуры» строили открытым способом, то есть в городе выкапывали котлован в ширину тоннеля. Но прежде надо было переложить коммуникации, специальным образом подпереть близстоящие здания, переложить трамвайные пути. Затем котлован укрепляли, делали свод и засыпали сверху грунтом. При этом отключать дома от канализации, водо-, газо-, электроснабжения и останавливать дорожное движение было нельзя.
С помощью холодильника
Особую сложность представляло строительство станции «Комсомольская» под оживленной площадью трех вокзалов. Под землей помимо бесчисленных коммуникаций были заключенная в деревянный короб река Ольховка и засыпанный в начале века Красный пруд. Строители то и дело повреждали трубы. Течи приходилось устранять и на 20-градусном морозе. Летом 1934 года после проливных дождей Ольховка прорвала короб. Поток сносил все на своем пути. Началось движение грунта. Вокзалы могли рухнуть. Рискуя жизнью, строители буквально за минуты предотвратили катастрофу.

РИА Новости
На семи холмах и на ста ручьях
Москва стоит не только на холмах, но и на реках. В борьбе с подземными водами метростроевцы бурили ряд скважин, наполняли их раствором соли хлористого кальция и заставляли его циркулировать. Скважины обрастали льдом и постепенно соединялись в водонепроницаемую стену. По такой же технологии возводили высотку университета. Поэтому среди студентов и москвичей ходила легенда, что под зданием постоянно работают холодильные установки, если их отключить, все рухнет.
Из поваров в сварщики
80 % метропроходчиков 1932–1934 гг. спустились в шахту впервые. Это были рабочие, колхозники, служащие, прошедшие курсы или прослушавшие лекции. На строительство первой очереди метро мобилизовали 11 000 комсомольцев. В первые годы котлованы рыли с помощью шанцевого инструмента, лома и кувалды. Бетон в шахты подавали на носилках. Поднимали с помощью веревки и блока. Проходческий щит прибыл в 1934 году из Англии без чертежей, но на некоторых деталях стояли латинские буквы. Практически никто из собиравших агрегат своими глазами его не видел. Но справились за 9 дней. В Великобритании его собирают за полмесяца. 11,6 км линии первой очереди Московского метро проложили за два года. В Нью-Йорке 20 км рыли семь лет. В Берлине 10 км — шесть лет. В Токио 4 км — четыре года.

Иван Шагин / РИА Новости
Единственный выходной
В годы Великой Отечественной войны проложили 13 километров тоннелей и открыли 7 новых станций. Метрополитен не работал только 16 октября 1941 года. В этот день его решили заминировать и затопить. Но утром 17-го приказ отменили, москвичи вновь спустились под землю — кто-то, чтобы доехать до работы, а кто-то, чтобы укрыться от бомб.
Радуга под землей и первые турникеты
Почти 20 лет в московское метро проходили по билетам. В 1952 году на станции «Красные Ворота» появились первые турникеты. Они были поворотные и не выдерживали пассажиропотока. К 1959-му их заменили на створчатые.
Цветная схема метрополитена появилась в 1957 году перед VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов. Три радиальные ветки стали красной, зеленой и синей, а кольцевая линия — коричневой, то есть соединила эти цвета.

Леонид Великжанин / ТАСС
Цена вопроса
С 1961 года, после деноминации, вход в метро стал стоить 5 копеек и появились первые разменные аппараты: для гривенника (10 коп.) желтый, для пятиалтынного (15 коп.) зеленый, для двугривенного (20 коп.) красный. Но повсеместно их ввели только через 9 лет, в 1970-м. Цена в пятачок сохранялась до начала рыночной экономики в 1991 году (потом стала 15 коп.). В 1994-м 1 января вход в метро уже стоил 50 ₽, 18 марта — 100 ₽, 23 июня — 150 ₽, 21 сентября — 250 ₽, 20 декабря — 400 ₽, 20 марта 1995-го — 600 ₽, 21 июля — 800 ₽, 20 сентября — 1000 ₽, 21 декабря — 1500 ₽, 11 июня 1997 года — 2000 ₽, 1 января 1998-го — 2 рубля.