Судьба этой картины трагична, как жизнь самого автора и влюбленной в него дамы. О том, почему молодая женщина была вынуждена гоняться за дорогим ей человеком по всей Европе, как могло случиться, что художник отстрелил себе палец, и что заставило его разрезать пополам полотно, рассказывает арт-журналист, автор телеграм-канала Art Is New Sexy Мария Аборонова.
Мунк познакомился с Матильдой «Туллой» Ларсен в 1898 году. К тому времени он уже создал знаменитый «Крик», ставший символом тревоги нового века. Картина успела побывать на европейских выставках и постепенно становилась центральным образом творчества художника.
О Мунке вышла первая серьезная монография на немецком языке, его работы экспонировались в Национальной галерее в Осло, на персональных выставках в Берлине и Париже. Хотя картины Эдварда регулярно провоцировали скандалы в прессе, у него появились поклонники среди коллекционеров. Он уже был хорошо известен европейской богеме и вращался в кругах знаменитых скульпторов, художников и литераторов.
Пока карьера шла в гору, психологическое состояние оставляло желать лучшего.
В детстве Мунк пережил смерть матери и сестры от туберкулеза, и эти события наложили отпечаток на всю его жизнь. Он страдал от депрессии, тревожных расстройств, злоупотреблял алкоголем. Ему казалось, что он точно унаследует психическое заболевание отца, одержимого темой смерти, и буквально жил внутри собственных кошмаров, превращая их в картины.

ARTGEN / Legion Media
В этом страшном мире женщины одновременно притягивали его и пугали. Хотя Мунк был очень привлекателен для дам, построить счастливые отношения у него не получалось. Художник не доверял им и почти физически боялся обязательств, воспринимая брак как угрозу своему творчеству и свободе. История с Туллой стала живой проекцией всех его страхов.
Матильда Ларсен была 11-й из 12 детей в семье богатого норвежского винного торговца. Родители отправили ее в гимназию в Осло, позже она продолжила обучение в Берлине и получила образование художника-графика. В 29 лет Ларсен жила между Осло и Берлином, вращалась в тех же кругах, что и Мунк, отличалась независимостью, яркостью и сексуальной раскрепощенностью, свойственной богемной культуре того времени.
Ее притягивали мрачный, тревожный стиль Мунка и отрешенность художника.
Летом 1898 года она пришла в его студию, чтобы предложить себя в качестве модели, что тоже было весьма прогрессивно: обычно в роли натурщиц выступали проститутки.
После этой встречи они начали часто пересекаться на вечеринках у общих друзей, и постепенно между ними завязался роман. Мунк потом утверждал, что Ларсен силой втянула его в отношения. Как бы то ни было, страх обязательств дал о себе знать. Эдвард с трудом выдерживал близость и постоянно сбегал то в Берлин, то в Рим, а потом в Париж.

В 1899-м он приехал по традиции провести лето в Осгорстранде, где в год знакомства с Туллой купил небольшой дом. Его и без того хрупкое здоровье ослабло под постоянными попытками отбить натиск поклонницы, которая следовала за ним по всей Европе. Мунк уехал лечиться в санаторий. Он в очередной раз попробовал вырваться из удушающей связи, написав Тулле, что они «должны жить как брат и сестра…».
Матильду все это не останавливало. Она была одержима идеей женить Мунка на себе. Как-то, приехав в Осгорстранд, Тулла недвусмысленно вручила художнику старинный свадебный сундук для приданого невесты. В конце концов Эдвард сдался и неохотно сделал Ларсен предложение.
«В своем горе я думаю, что ты была бы, по крайней мере, счастливее, если бы мы поженились», — написал он ей.
Но когда Ларсен приехала к нему в Берлин подать документы для заключения брака, выяснилось, что Мунк их потерял. Тогда Тулла настояла, чтобы они поехали в Ниццу, так как во Франции их могли поженить без этих документов. До свадьбы дело не дошло. Из Франции художник опять сбежал в Берлин, чтобы завершить работу над циклом картин «Фриз жизни».
Лето 1902 года Мунк вновь проводил в Осгорстранде. Много пил, устраивал публичные драки. Ларсен тщетно пыталась получить от него комментарий о будущем их отношений. Эдвард игнорировал все ее попытки увидеться, пока общие друзья не рассказали ему, что Тулла находится в депрессии. Тогда Мунк согласился на встречу.

Полная картина того, что там случилось, неясна. Вероятно, между Мунком и Ларсен произошла ссора, в результате которой он отстрелил себе часть среднего пальца на левой руке. Как это произошло, точно не известно. То ли Ларсен вытащила пистолет и направила себе в голову, что спровоцировало драку, завершившуюся случайным выстрелом. То ли пьяный Мунк выхватил пистолет и начал им размахивать, а потом случайно отстрелил себе палец.
Сам художник позже говорил, что все произошло из-за того, что он слишком много выпил в тот день. После этой кровавой драмы Ларсен наконец оставила попытки построить с Мунком семью и вскоре вышла замуж за норвежского художника Арне Кавли.
Несмотря на то, что Мунк, казалось бы, сделал все, чтобы его отношения с Туллой закончились, ее брак с другим нанес ему куда большую травму, чем тот выстрел.
Свадьбу Ларсен с Кавли он прокомментировал словами: «Я напрасно пожертвовал собой ради шлюхи».
С 1902 по 1908 год Эдвард был поглощен мыслями о крахе отношений с Туллой и о том, как их разрыв расколол его круг друзей в Норвегии. После инцидента со стрельбой многие из них встали на сторону Ларсен, что лишь усилило тревожность художника. В своем болезненном воображении он воспринимал все происходящее как заговор с целью уничтожить его.

В этот период он создал ряд картин, на которых Матильда предстала в разрушительных образах. Тогда он и написал их двойной автопортрет, а затем драматично распилил его пополам, по-видимому, пытаясь окончательно завершить расставание такой ритуальной церемонией освобождения. Но это не помогло.
Потребовалось еще несколько лет и ряд аллегоричных работ, изображавших Туллу как femme fatal в вариациях на тему «Смерть Марата», чтобы наконец оставить эту историю в прошлом. Разрезанный «Автопортрет на зеленом фоне» был воссоединен лишь 114 лет спустя — в 2019 году, специально к выставке в Британском музее.












