Японская еда поражает вкусами и изяществом подачи, однако и этим удивительное не ограничивается. В витринах заведений здесь принято выставлять образцы блюд. Они выглядят просто идеально… вот только в них нет ничего настоящего. Зато их создание — это целая индустрия и отдельное искусство.
Японские муляжи называются сампуру (от английского sample — «образец»). Это максимально реалистичные трехмерные копии еды и напитков. Они выполнены в натуральную величину из пластика или винила и практически неотличимы от оригиналов.

Japan / Legion-Media
Сампуру выставляют в витринах ресторанов, кафе и закусочных, чтобы продемонстрировать посетителям ассортимент и внешний вид блюд. Они никогда не портятся и выглядят свежими 24/7, так что клиентам не нужно тратить время на расспросы о еде — вот она, во всей своей красе.
Первые сампуру появились в 20-е годы прошлого века, на заре развития японского общепита.
В 1926-м владелец токийского ресторана Такидзо Ивасаки догадался выставить в витрине восковые копии своих блюд, что в разы повысило его продажи. А в 1932 году он основал компанию Iwasaki Holdings, которая и сегодня является крупнейшим производителем муляжей еды в Японии. Фирма контролирует более 50 % рынка.

Japan travel photography / Legion-Media

Yamaguchi Haruyoshi / Getty Images
Изначально модели делались из воска, но тот был не так уж долговечен и плохо переносил жару. В 1970-е произошел переход на более современный винил (ПВХ) и пластик, а сегодня ведущие мастера используют еще и специально разработанный силикон. Мало того, что нынешние муляжи прочные и долговечные, новые материалы позволяют добиться невероятной детализации «фейковых» блюд.
Создание сампуру требует ручного труда и даже художественного подхода.
Запросы у заведений разные, и конвейером тут не обойтись. Мастеру необходимы терпение и изобретательность. Сперва художник снимает с блюда (или его отдельных элементов) слепок с помощью силикона. При застывании тот весьма точно повторяет текстуру еды. Затем в форму заливают жидкий пластик или винил, получившуюся болванку нагревают в печи до полного затвердевания.

Mussi Katz
Далее начинается самый ответственный этап. Отлитые болванки собираются в готовое блюдо, после чего художник раскрашивает муляж, прорисовывая каждую деталь — от румяной корочки на котлете до прожилок в листе салата.
Обычно цвета подбирают более яркие и насыщенные, чем у оригинала, чтобы выглядело еще аппетитнее.
Производство сампуру — индустрия с годовым оборотом в сотни миллионов иен. И хотя каждый сэмпл стоит намного дороже того блюда, с которого был снят слепок, владельцев бизнеса это не останавливает.

Albert González / Legion-Media

Koichi Kamoshida / Getty Images
Маркетинговые исследования показывают, что витрины с сампуру могут увеличить посещаемость ресторана до 60 %, а средний чек — до 40 %. Сегодня около 80 % японских заведений пользуются муляжами блюд. Оно и неудивительно: сампуру помогают клиенту сделать выбор еще до того, как он сядет за стол, что сокращает время обслуживания.
К слову, муляжи полезны не только в общепите. Например, их закупают для натюрмортов художники, а также используют в качестве бутафории в театре и кино.









