Фатьяновцы: кто жил на землях Москвы до славян

В середине III тысячелетия до нашей эры на месте нынешней Москвы кипели страсти. На смену охотникам и собирателям пришли скотоводы бронзового века из Центральной Европы. То были отчаянные воины, заводчики собак и умелые мастера. Сейчас они известны как фатьяновцы.

Эту культуру еще в 1875 году открыл знаменитый археолог граф Алексей Уваров. Важность находки оценили уже тогда: историк получил за нее золотую медаль Русского географического общества. А найденные артефакты стали самым значимым экспонатом на антропологической выставке 1879 года.

Учредители Санкт-Петербургского археологическо-нумизматического общества.

Граф Алексей Уваров.

Public Domain (2)

Фатьяновцы представляли собой восточный край огромной общности культуры боевых топоров и шнуровидной керамики, живших в Европе с 3200 по 1800 гг. до н. э. На территории нашей страны они в основном занимались скотоводством: разводили свиней и коз, а в степной зоне — лошадей и коров.

Среди густых деревьев представители новой культуры выходили на выпас со своими верными друзьями — собаками, похожими на лаек. Вместе с ними мужчины защищали стада и охотились на хищников. Рыболовство и сбор дикого меда также были очень важной частью жизни.

Наличие земледелия, даже в виде примитивного подсечно-огневого, все еще не доказано. В погребениях найдены сосуды со следами приготовленных злаков, а в некоторых могильниках даже есть серпы. Но это можно интерпретировать как следы собирательства.

Фатьяновцы расселились по широкой территории современной России, образовав локальные, отличающиеся друг от друга общности. Их находят как в районе Псковского озера, так и на реках Свияга и Пенза, северная же граница их обитания приходится на Вологду. На месте нынешней Москвы проживала московско-клязьминская группа, в некоторых аспектах сильно отличавшаяся от родственников.

Все пришельцы были европеоидами, причем смесью их северного и южного подтипов. Судя по данным ДНК, у трети из них оказались светлые глаза и волосы, но большая часть отличалась загорелостью и темными волосами. Разговаривали они на языке еще не разделившейся протогермано-славяно-балтской общности. 

Судя по концентрации могильников, жили фатьяновцы родовыми общинами, иногда объединяясь в племена. Захоронения грунтовые, часто на высоких берегах рек, в ямах, внутри которых ставился сруб сложной конструкции. Покойник чаще всего клался на бок в скрюченном положении. Будучи скотоводами, они почти не оставили нам следов жилищ — разве что маленькие землянки. Так что основной источник знаний о фатьяновцах — их примитивные некрополи.

Общество уже разделялось по материальному признаку. Могилы старейшин и глав родов крупные, лучше обустроены и наполнены богатым и многочисленным инвентарем. Только у них попадаются редкие металлические вещи (особенно медные наконечники копий и топоров) в специальных берестяных футлярах.

Несмотря на то, что фатьяновцы — представители культуры бронзового века, большинство орудий у них все еще были из камня. Однако уровень этих вещей был высочайшим, на голову выше, чем в другие эпохи. Кремневые ножи, скребки и топоры созданы из тонких пластин, которыми до сих пор можно порезаться. Имеются и изделия из кости, в том числе шила и кинжалы. 

Валентин Черединцев / РИА Новости

Но самым ярким маркером фатьяновцев было оружие, говорящее об их особой воинственности. Московско-клязьминская группа отличается от остальных большим количеством найденных наконечников стрел и дротиков. Судя по всему, они многое переняли у волосовцев и граничивших с ними племен среднеднепровской культуры.

Вершиной же воинских традиций фатьяновцев были боевые топоры, причем у разных племен они разные. Делались они очень сложным образом. Брался булыжник, посередине с помощью песка и кости высверливалось отверстие. Затем вытесывалась боевая часть в виде клина. В некоторых случаях на топорах для красоты оставляли выступающее ребро, имитируя выплавленное в печи медное и бронзовое оружие.

Каждое погребение мужчины и юноши содержит эти боевые топоры. А у мальчиков — глиняные игрушки соответствующей формы. Так что жизнь у фатьяновцев вряд ли была мирной. Об этом говорят и очень частые следы травм на левой руке: воины защищались ей в бою от этих самых топоров. Неоднократно найдены проломленные черепа и скелеты с застрявшими в костях кремневыми наконечниками (как, например, на стоянке Николо-Перевоз-I в Московской области). 

Public Domain

Суровые времена создавали соответствующую духовную культуру. Судя по следам огня и расположению могил, воины-скотоводы верили в какой-то вариант солярного культа и поклонялись медведю. Найдены захоронения его скелетов, украшения из клыков и прекрасный топор, обух которого выполнен в виде головы этого зверя.

Помимо войны и скотоводства эти племена отличались высоким уровнем ремесел. Их мастера (или, скорее, мастерицы) создавали замечательную лепную керамику с рисунками, сделанными с помощью шнура. Некоторые узоры даже дали любителям альтернативной истории повод говорить о письменности у фатьяновцев. Но современные ученые доказывают несостоятельность этой версии. К слову, в женских захоронениях найдено множество украшений, в том числе из металла. Московско-клязьминская группа здесь выделилась массивными медными браслетами.

Со временем фатьяновцы растворились в новых волнах переселенцев, оставив след в культуре и генетике жителей Восточно-Европейской равнины.