Неожиданные факты о сэре Кристофере Нолане

30 июля создателю «Начала», «Интерстеллара» и «Темного рыцаря», одному из главных голливудских мэтров современности, а с недавних пор еще и обладателю рыцарского титула, исполнилось 55. Создатель телеграм-канала «Кроненберг нефильтрованный», кинокритик Андрей Загудаев вспоминает истории о режиссере, которые показывают его с непривычной стороны.

AP / East News

Начал снимать кино в 7 лет

В основном это были маленькие короткометражки обо всем на свете. Но больше других жанров Кристофер обожал фантастику (особенно фанател от «Звездных войн»). Его дядя в то время работал в NASA над системами наведения в проекте «Аполлон». Ему удалось принести домой записи нескольких стартов ракет, которые при определенной редактуре маленький талант использовал в своих первых фильмах. Другие сцены он снимал уже подручными средствами. Окончательное решение стать режиссером он принял в 11 лет после переезда в Чикаго.

Ярый фанат чая и практичной одежды

На съемках Нолан всегда выбирает лишь несколько нарядов (условно для теплой и холодной погоды), при этом одевается просто и элегантно. Один из важнейших элементов его гардероба — пальто или плащ, но не потому, что они так здорово смотрятся на нем, а из-за того, что в них есть просторные карманы для термоса с чаем.

Нолан пьет чай с утра до вечера. Любимый сорт — «Эрл Грей». В одном интервью он утверждал: его помощник настолько наловчился бегать с термосом, что сможет принести ему чай, даже если они будут снимать на леднике. Узнав об этом пристрастии, великий британский актер Майкл Кейн на съемках одного из совместных фильмов даже провел микрорасследование, заподозрив, что в термосе нечто горячительное. Но нет, никакого алкоголя, только кипяток с заваркой.

На съемках фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды» на Уолл-стрит в Нью-Йорке

310pix.com / East News

Стал крестным отцом для «Донни Дарко»

Все началось с компании Newmarket Films, которая до нулевых никогда не занималась прокатом фильмов, но внезапно решила поддержать молодого режиссера Кристофера Нолана и профинансировала съемки его триллера «Помни». Голливудские студии не заинтересовались картиной, а зря: она стала одним из главных независимых хитов начала ХХI века, собрав во всем мире около $ 40 млн и четырехкратно окупив бюджет.

Вскоре Newmarket Films предложили обратить внимание на картину «Донни Дарко», которая также безуспешно пыталась найти прокатчика. Для этого был устроен специальный показ фильма, куда пригласили в том числе Кристофера Нолана с женой Эммой Томас. После успеха «Помни» их мнение стало считаться весьма весомым в компании.

На финальных титрах Нолан с супругой повернулись к руководителям Newmarket Films и сказали, что студия просто обязана устроить прокат картины. Кстати, они же придумали еще одну маленькую деталь: в титрах, обозначающих день, когда происходят события в «Донни Дарко», предложили указывать в скобках, сколько осталось до дня Х, — для создания дополнительного напряжения. Режиссеру Ричарду Келли эта идея понравилась, и он переделал титры внутри фильма

Мечтал снять биографическую драму о Говарде Хьюзе

Главную роль в байопике была предложена Джиму Керри. Нолан до сих пор в интервью, если речь заходит о проекте, рассказывает, что это был и остается его лучший сценарий. Но кино так и не запустили в производство. Причина прозаична. Нолан начал работать над фильмом в середине нулевых. А когда закончил текст, узнал, что Мартин Скорсезе уже снимает «Авиатора», — собственную драму про Говарда Хьюза. Нолан положил сценарий на полку и переключился на другие проекты. Делать одновременно два больших фильма на одну и ту же тему не может позволить себе даже Голливуд.

Warner Bros. Pictures / Syncopy / DC Entertainment / Collection Christ / East Mews

Феноменально старомоден в работе

Например, во время съемок он не пользуется мобильным телефоном и электронной почтой. Всю коммуникацию с окружающим миром ведут его ассистенты.

Также Нолан очень щепетильно относится к сливу информации о будущих фильмах. Например, британской актер Кеннет Брана рассказывал, что тот не посылал ему сценарий «Довода» по почте (как это обычно делают другие режиссеры), а собственноручно привез его артисту домой. Затем они устно договорились, что Нолан вернется через сутки для обсуждения сценария.

Никаких документов или эмбарго при этом Брана не подписывал, все держалось на личных договоренностях с режиссером, который попросил ни с кем не делиться сюжетными перипетиями или даже мнением о прочитанном. Такая степень доверия (Нолан развез сценарии всем главным артистам «Довода») пошла фильму на пользу. О сюжете было ничего не известно вплоть до первых трейлеров.