Известный английский изобретатель, писатель и футуролог Артур Кларк сформулировал несколько законов, один из которых гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». В последние годы этот закон подтверждается не только в информационных технологиях, но и в кино. Самым трендовым жанром стали сказки, которые благодаря новейшим разработкам буквально открывают окна в волшебные миры на большом экране. Мы приглашаем вас в один из таких миров — Страну чудес Льюиса Кэрролла.

Gallica Digital Library
Предыдущие путешествия
Ранние экранизации «Алисы в Стране чудес»
История о девочке по имени Алиса, которая следует за белым кроликом и попадает сквозь кроличью нору в воображаемый мир, населенный странными антропоморфными существами, вышла в 1865 году. Поэтому неудивительно, что такая фантастическая история появилась в кинематографе сразу же, как это стало возможным. На сегодняшний день существует свыше 40 различных экранизаций, но мы остановимся лишь на самых значимых и интересных.



Public Domain (3)
Первая киносказка по мотивам книги Льюиса Кэрролла от британского режиссера Сесила Хепуорта появилась в 1903 году и произвела фурор своими спецэффектами, достаточно продвинутыми для того времени (Алиса росла и уменьшалась прямо в кадре). Спустя полвека американская студия Уолта Диснея выпустила первый анимационный фильм по мотивам «Алисы в Стране чудес». Экранизация Клайда Джероними 1951 года закрепила образы сказочных персонажей в массовой культуре, которые долгое время были каноничными.



В 1981 году в СССР вышел трехсерийный мультфильм Ефрема Пружанского, смешивающий перекладную анимацию с рисованной. Благодаря такой стилистике психоделические сцены из книги получили достойную экранизацию, и даже спустя годы этот мультфильм впечатляет своим подходом. Через почти сто лет после первой экранизации культовый голливудский режиссер Тим Бёртон снимает свою «Алису в Стране чудес», которая становится каноничной уже для нового времени.



После выхода фильма 2010 года создатели мюзиклов и массовых мероприятий ориентируются на бёртоновские образы, обладающие мрачной готичностью и фирменным безумием. В 2020-х такой подход уже устарел, и новая «Алиса в Стране чудес» Юрия Хмельницкого переизобретает классику с поправкой на цифровые реалии нашего времени.
Новое приключение
Современное прочтение классики
23 октября в прокат выходит «Алиса в Стране чудес», которая соответствует современному видению классической сказки Льюиса Кэрролла и предлагает по-новому взглянуть на знакомую историю. В совместном проекте компании «Медиаслово», онлайн-кинотеатра KION и «Газпром-Медиа Холдинга» известные персонажи получают интересную интерпретацию на основе детского аудиоспектакля на стихи Владимира Высоцкого. Сюжет картины выстроен в соответствии с пластинкой, поэтому естественным решением стало сохранить ее музыкальный жанр. Для фильма были написаны оригинальные аранжировки, которые придают знакомым песням свежее звучание и делают историю ближе и понятнее молодежной аудитории.
Режиссер Юрий Хмельницкий («Лед-3») и автор сценария Карина Чувикова приглашают зрителей отправиться в Страну чудес вместе с современной Алисой из Москвы наших дней. В своем приключении она столкнется с опасностями и познает любовь, а также найдет друзей и поможет им спасти Страну чудес от катастрофы. Главные роли в музыкальном фэнтези исполняют ведущие звезды российского кинематографа: Анна Пересильд, Ирина Горбачева, Милош Бикович, Сергей Бурунов, Паулина Андреева.




Кастинг на роль Алисы оказался одним из самых масштабных в проекте. Пробы шли долго: были просмотрены сотни девушек — разных по темпераменту и типажу, в основном молодые актрисы из разных городов. Команда проекта искала ту самую Алису, в которой соединились бы наивность, внутренний стержень и живое любопытство. Когда было принято окончательное решение об участии Анны Пересильд, стало ясно, что история и актриса идеально совпали по возрасту, энергетике и внутреннему состоянию. Продюсеры попали в очень интересный возраст как героини, так и самой Анны.
Она менялась, взрослела и переживала это взросление прямо на площадке.
Исполнительница роли Мыши, Полина Гухман, тоже достаточно быстро получила роль. Она предложила детали и решения, которые делали ее персонажа живым и запоминающимся. Полина разработала характерные жесты Мыши и ее повадки — принюхивания, быстрые реакции, добавлявшие юмор и узнаваемость в сценах.
Новые образы
Создание персонажей и локаций из сказки
Алиса — просто творческий подросток и путешествует, будто в своем сне. Отталкиваясь от этой идеи, художник-постановщик фильма Анна Стрельникова переводила вещи из реального мира в зеркальный. Ключевыми визуальными элементами стали двери. Простая форма двери помогла создателям легко реализовать сценарные задачи: обычный поворот дверной ручки открывает зрителям абсолютно новый мир.
Фильм обладает уникальным визуальным кодом, который больше похож не на старинные иллюстрации, а на фешен-съемку. Локации усиливают чувство нереальности, и даже открытые пространства обладают налетом сюрреализма. Наиболее ярко стилистика новой «Алисы в Стране чудес» раскрывается в костюмах главных героев и персонажей от Татьяны Мамедовой: сама Алиса — типичная столичная девушка в розовом платье и кедах; Шляпник на деле воплощает концепцию многослойной одежды; Гусеница щеголяет в кастомном оверсайз-пуховике, а Королева и Герцогиня соревнуются между собой в гламуре и шике. Даже второстепенные персонажи антиподы, прислуживающие Королеве, выглядят максимально необычно для сказочного сеттинга!


Съемки фильма длились 5 месяцев и проходили в Москве, Сочи и Абхазии, так что и съемочная команда, и режиссер, и актеры отправились в настоящее путешествие в погоне за реалистичной сказкой. Чтобы создать ощущение достоверного волшебного мира, специалисты продакшен-отдела сочетали реальные натурные пейзажи, сложные технические сцены и элементы компьютерной графики.
Например, масштабная сцена чаепития за «бесконечным столом» была реализована совместно со студией виртуального продакшена XOVP. Бесконечный стол размещался и в декорации, и в виртуальном контенте на LED-экране, который учитывал тонкие настройки фактур деревьев, мха, камней и других элементов волшебного леса. Для создания эффекта урагана командой XOVP была разработана уникальная анимация ветра, который сносит со столов посуду, скатерти и поднимает столы в воздух. Алгоритм был разработан внутренними средствами Unreal Engine с использованием симуляции физики, гравитации и коллизии объектов.


Во время съемок команда столкнулась со множеством трудностей: холодные воды Черного моря, работа в горах Абхазии без связи и привычных комфортных условий, изнуряющая жара в Сочи. Например, музыкальный номер Мыши снимался в три этапа — в море в Абхазии, в бассейне в Москве и на хромакее. Самой сложной частью стал этап съемок в море: шторм, плохая погода, холодная вода — это было серьезное испытание для актеров, с которым они стойко справились.
Абхазия и ее природные условия не всегда позволяли реализовать задуманное именно так, как планировалось, поэтому съемочной группе приходилось искать нестандартные решения и экспериментировать.
В результате география натурных локаций оказалась крайне разнообразной: съемки проходили в местах с совершенно разными ландшафтами, от морского побережья до горных ущелий. Это позволило создать уникальный визуальный мир, в котором реальная природа органично переплетается с элементами фантазии.

Как отмечает Юрий Хмельницкий, в этом путешествии артисты, с одной стороны, были вовлечены в реализм, с другой — в яркую форму жанра. Для исполнительницы главной роли Анны Пересильд съемки и вовсе стали исполнением детской мечты. При этом актриса делает акцент на непростом периоде Алисы и надеется, что во время просмотра не только подростки смогут почерпнуть для себя много интересных мыслей, полезных для их личного опыта, но и их родители.
Сказка без границ
Погружение в медиавселенную
Обычный фильм длится всего пару часов, но настоящая сказка не заканчивается никогда. Чтобы расширить медиавселенную новой «Алисы в Стране чудес», холдинг МТС Медиа подготовил целую экосистему разнообразных активностей, раскрывающих сюжет и персонажей фильма с разных точек зрения. Тем более что сюжет «Алисы в Стране чудес» актуален не только в связи с премьерой: как показал в сентябре опрос МТС Медиа и KION, это самая узнаваемая в России зарубежная сказка, с которой оказались знакомы 100 % респондентов.
Многие из них смогут оценить оригинальные костюмы из фильма на необычной выставке, подготовленной совместно с Московским метрополитеном.
С 13 октября по 9 ноября на пяти крупнейших станциях метро будут экспонироваться костюмы Алисы («Маяковская»), Шляпника («Александровский сад»), Королевы («Новаторская», БКЛ), Герцогини («Белорусская», Замоскворецкая линия) и типичного антипода («Новослободская»). Кстати, посетители ЧТИВО ФЕСТА уже могли видеть эти костюмы на аниматорах, которые прогуливались по «Хлебозаводу» в самом конце лета.
Тех зрителей, что особенно ценят качественный звук, порадовало музыкальное видео на песню Вани Дмитриенко из фильма, вышедшее 9 октября. Далее эстафету подхватил сервис Строки, на котором 16 октября вышла аудиокнига «Алиса в Стране чудес»: ее читает исполнительница главной роли Анна Пересильд. Одновременно на KION впервые стартовала продажа билетов на сеансы в офлайн-кинотеатрах, а 24 октября, сразу после премьеры сказки, МТС Лейбл выпустит сборник со всеми песнями из фильма в исполнении актеров.
Но и это еще не всё!
Поклонники интерактивных развлечений по достоинству оценили игру по мотивам фильма, которая стартовала 16 октября на сайте (в версиях Desktop и Mobile) и в телеграм-канале онлайн-кинотеатра KION. Главная задача пользователей — помочь Алисе изменить пророческий сон Чеширского кота о гибели Страны чудес. Для этого нужно пройти через 8 испытаний и изменить древний витраж в тронном зале замка Королевы. Каждое испытание — это просьба от жителя Страны чудес, а игроку нужно выбрать одно из двух решений с помощью свайпа карты и сохранить стабильность в сказочном мире.
Благодаря такому креативному масштабированию зрители смогли побывать в разных интерпретациях Страны чудес на разных платформах и подготовиться к главной премьере осени.